Житие преподобной Марии Египетской – одно из аскетических сокровищ Православной Церкви, помогающее понять замысел Божий о спасении. Как и всё вневременное, житие египетской пустынницы в подлинном смысле современно: всякая живая душа опознаёт в опыте Марии свой опыт, житием преподобной обличается и житием преподобной врачуется.
Согласно библейскому словарю, верить означает не только и не столько быть уверенным, сколько доверять. Быть готовым идти за Тем, Кого любишь, с закрытыми глазами. Туда, куда Он Сам поведёт. В пустыню. Так Авраам ушёл из дома, чтобы познать Истину, принося в жертву собственного сына. Так Иов был введён в пустыню абсолютной потери и говорил с Непостижимым Богом лицом к Лицу. Так израильтяне поверили Господу и обрели себя в рискованном странствии к недостижимой Земле Обетованной.
... Читать дальше »
На пятой неделе Великого Поста совершается память преподобной Марии Египетской - глубоко почитаемой святой начала VI века.
Преподобная Мария, прозванная Египетской, жила в середине V и в начале VI столетия. Её молодость не предвещала ничего хорошего. Марии исполнилось лишь двенадцать лет, когда она ушла из своего дома в городе Александрии. Будучи свободной от родительского надзора, молодой и неопытной, Мария увлеклась порочной жизнью. Некому было остановить её на пути к погибели, а соблазнителей и соблазнов было немало. Так 17 лет Мария жила в грехах, пока милостивый Господь не обратил её к покаянию.
... Читать дальше »
Почитание икон часто вызывает недоумения. Для сектантов это обвинение уже успело стать классическим, что является хорошим показателем того, что большинство из них не вслушиваются в ответы, которые им даны. Итак, в Ветхом Завете есть заповедь: "Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им" (Исх. 20:4-5). В чём смысл этой заповеди? В том, что существует только Один Бог и нельзя обожествлять сотворенные предметы, как поступали язычники, считая их "богами". Поэтому проблема не в наличии изображения, а в отношении к нему
... Читать дальше »
Пост – время покаяния, время, когда наши окаменевшие сердца должны силой Божией из бесчувственных стать чуткими, из холодных и жёстких – тёплыми и открытыми для других и для Самого Бога.
Пост – это время обновления, когда, как весной, всё опять становится новым; когда наша жизнь, постепенно сошедшая на нет, едва мерцающая, снова оживает с силой, которую Бог может дать нам, приобщая нас к Своему Святому Духу, делая нас в Святых Тайнах и в прямом даре Самого Себя причастниками Божественной природы.
Это время примирения, а примирение – это радость Божия и наша радость; это – новое начало.
... Читать дальше »
В четвёртое воскресенье Великого Поста совершается память подвижника VI века – святого Иоанна Лествичника. Преподобный Иоанн Лествичник почитается Святой Церковью как великий подвижник и автор замечательного духовного творения, называемого «Лествицей» – о пути постепенного восхождения человека к духовному совершенствованию, поэтому преподобный и получил прозвание Лествичника.
Прп. Иоанн Лествичник. Икона. XVII в. (монастырь Дионисиат на Афоне)
Родился преподобный в Константинополе и получил хорошее образование. Будучи отроком шестнадцати лет он пришёл в Синайский монастырь. Наставником и руководителем преподобного стал авва Мартирий. После четырёх лет пребывания на Синае святой Иоанн Лествичник был пострижен в иночество.
... Читать дальше »
Тема духовно-нравственного воспитания молодёжи в настоящее время приобрела особую значимость. Она затрагивает многие вопросы: это и воспитание патриотизма, привитие семейных ценностей, воспитание любви к Родине, искоренение вредных привычек, стремление к здоровому образу жизни.
Духовность и нравственность – это главные характеристики личности. Важнейшую роль в духовно-нравственном воспитании играет православная литература.
29 марта на нашем приходе проводилось мероприятие посвящённое Дню православной книги. Настоятель храма посетил общеобразовательную школу села Селезни и провёл тематическую беседу с учащимися.
Во все времена роль книги заключалась в просвещении людей и формировании мировоззрения. Книга связывала прошлое с нынешним и будущим. Поэтому от книг напрямую зависит и духовное развитие нашего будущего поколения.
... Читать дальше »
Благовещение означает «благая» или «добрая» весть. В этот день Деве Марии явился архангел Гавриил и возвестил Ей о грядущем рождении Иисуса Христа — Сына Божьего и Спасителя мира.
... Читать дальше »
Нынешнее собрание наше в честь Пресвятой Девы вызывает меня, братия, сказать Ей слово похвалы, полезное и для пришедших на это церковное торжество. Оно составляет похвалу жён, славу их пола, какую (славу) доставляет ему Та, Которая в одно время есть и Матерь, и Дева. Вожделенное и чудное собрание! Торжествуй, природа, потому что воздается честь Жене; ликуй, род человеческий, потому что прославляется Дева. "Идеже бо умножися грех, преизбыточествова благодать" (Рим. 5:20). Нас собрала здесь Святая Богородица и Дева Мария, чистое сокровище девства, мысленный рай Второго Адама, - место, где совершилось соединение естеств, где утвердился Совет о спасительном примирении.
... Читать дальше »
Во имя Отца, Сына и Святаго Духа! Отношение в Церкви Божией к Кресту Господню иногда кажется миру необычным и удивительным. Да и мы с вами, будучи людьми во многом душевными, а не духовными, тоже порой разделяем с миром эти недоумения. Например, почему в церковном предании вот уже два тысячелетия сохраняется отношение к Кресту как особой, непостижимой, но действенной живой силе? Ведь и сейчас, Великим постом, мы каждый день за богослужением молимся: «Непобедимая и непостижимая, и Божественная сило Честнаго и Животворящего Креста, не остави нас грешных»! И ещё Церковь смело утверждает такие поразительные истины: «Крест – хранитель всея вселенная, Крест – красота Церкви, Крест – царей держава, Крест – верных утверждение, Крест – ангелов слава и демонов язва»!
... Читать дальше »
В воскресенье третьей недели Великого Поста на всенощном бдении, после Великого славословия, в центр храма торжественно выносится Святой Животворящий Крест Господень — в напоминание нам о приближающейся Страстной Седмице и Пасхе Христовой. После этого священник и прихожане храма совершают перед крестом три поклона.
Святой Крест остаётся для поклонения в течение недели до пятницы, когда он перед Литургией вносится обратно в алтарь. Поэтому третье воскресенье и четвёртая седмица Великого поста называются «крестопоклонными». Начало традиции поклонения Кресту Господню было положено во времена первых христиан.
- "Радуйся Живоносный Кресте"
«Крест – хранитель всей вселенной, крест – красота церкви, крест – царей держава, крест – укрепление верующих, крест – ангелов слава и демонов язва». Так объясняет одно из церковных песнопений значение креста для всего мира.
... Читать дальше »
Во второе воскресенье Великого поста Русская Православная Церковь вспоминает одного из великих богословов - святителя Григория Паламу, архиепископа Фессалонитского, жившего в XIV веке. Согласно с Православной верой он учил, что за подвиг поста и молитвы Господь озаряет верующих благодатным Своим светом, каким сиял Господь на Фаворе. По той причине, что св. Григорий раскрыл учение о силе поста и молитвы, и установлено совершать его память во второе воскресенье Великого поста.
Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года
"Я есмь дверь: кто войдёт Мною, тот спасётся" (Ин. 10:9). Это то же, что в другом месте говорит Господь: "никто не приходит к Отцу, как только через Меня" (Ин. 14:6). И ещё ближе подтвердил Он то же, когда сказал: "без Меня не можете делать ничего" (Ин. 15: 5). Тот и христианин, кто весь во Христе... Читать дальше »