Слово в Неделю 2-ю по Пятидесятнице, Всех святых в земле Российской просиявших, Иеромонах Павел (Щербачёв)
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.
Совсем недавно, в начале мая, когда вся наша страна воспоминала Великую победу в страшной, унёсшей миллионы человеческих жизней войне, мы видели идущих строем множество людей с портретами солдат и офицеров: своих отцов, дедов, прадедов, сродников… А многие из воинов, чьи образы некому было нести, чьи имена по каким-то причинам стерлись в памяти потомков, невидимо участвовали в этом священном строю. Шёл Бессмертный полк.
Сегодня, когда Святая Церковь совершает память Всех святых, в земле Русской просиявших, мы молитвенно обращаем свой духовный взор к сонму воинов Царя Небесного, к бессмертному Божественному полку. Прославляем эту стоящую на страже земли Русской таинственную дружину словами чудной стихиры, которую мы слышали вчера на литии: «Полче Божественный, молитеся ко Господу о земном отечестве вашем и о почитающих вас любовию».
Что же это за Божественный полк? Это русские святые. Велико их число. Несокрушима их сила. Многообразен их подвиг.
Это и апостолы Христовы Андрей Первозванный, о призвании которого повествовало сегодняшнее Евангелие, священномученик Климент, папа Римский, апостол от 70-ти, и иные святые первых веков христианства, совершавшие служение Богу на нашей земле до её Крещения святым князем Владимиром. Это и священномученики Херсонесские, и преподобномученик Ахмат, древний святой, сармат, ученик преподобного Антония Великого и сподвижник Макария Великого; и святой мученик Василиск Команский, принявший мученическую кончину близ нынешнего Сухуми, и священномученик Мартин, папа Римский, и иные многие.
Это и в особенности те, кто воссиял на небосклоне церковном после просвещения нашего Отечества светом Христова учения. Среди русских святых не только наши соотечественники. Многие из них родились вдали от Руси, но вошли в Божественный полк, пролили, служа в нём, пот и кровь, получили награду и славу от своего Великого Военачальника Иисуса Христа. Преподобный Моисей Угрин пришёл в Киево-Печерский монастырь из Венгрии; Прокопий Устюжский, которого в Великом Устюге и до сих пор называют не иначе, как «великим иностранцем», приплыл из далёкой Германии; Лазарь Муромский, живший в конце XIV – начале XV веков, грек по рождению, по благословению преподобного Сергия поселился на диком Муромском полуострове на Онежском озере. Многие и многие совершали свой подвиг на Русской земле.
Много страшных страниц в истории нашего Отечества, но Божественный полк невидимо ратовал за него. Тем, кто пришёл на землю Русскую с огнём и мечом, явил он свою страшную силу, подобно тому, как в древности воинство Небесное явило силу свою через угодника Божия пророка Елисея.
Царь Сирийский послал целое войско за пророком. Поутру служитель пророка Елисея встал и вышел: и вот, войско вокруг города и кони и колесницы. И сказал он: «Увы! господин мой, что нам делать?» А пророк Елисей ответил: «Не бойся, потому что тех, которые с нами, больше, нежели тех, которые с ними». И молился Елисей и говорил: «Господи! открой ему глаза, чтоб он увидел». И открыл Господь глаза слуге, и он увидел: и вот, вся гора наполнена конями и колесницами огненными кругом Елисея. Когда пошли к нему Сирияне, Елисей помолился Господу и сказал: «Порази их слепотою». И Он поразил их слепотою по слову Елисея. И сказал им Елисей: «Это не та дорога и не тот город; идите за мною, и я провожу вас к тому человеку, которого вы ищете». И привел их в Самарию. Когда они пришли в Самарию, Елисей сказал: «Господи! открой глаза им, чтобы они видели». И открыл Господь глаза их, и увидели, что они в средине Самарии.
И сказал царь Израильский Елисею, увидев их: «Не избить ли их, отец мой?»
И сказал он: «Не убивай. Разве мечом твоим и луком твоим ты пленил их, чтобы убивать их? Предложи им хлеба и воды; пусть едят и пьют, и пойдут к государю своему».
Когда к обители преподобного Кирилла Белозерского приступили вперёд татары, а потом, более чем через столетие, поляки, братия взывала: «Господи, воздвигни силу Твою и приди во еже спасти нас». И Господь не остался безответен и посылал по молитвам преподобного Кирилла в помощь осаждённым Свой Божественный полк. Над стенами монастырскими перед самым штурмом спустился такой густой туман, что неприятель не мог видеть дальше, чем на расстояние вытянутой руки, и отступил.
А сколько таких штурмов пришлось выдержать России после этих событий! И многие войны, и страшную революцию, исказившую и разрушившую уклад жизни и духовные основы существования русского народа, и Великую Отечественную войну, и потом период 1990-х годов, когда в нашей стране царили разруха и беззаконие.
Русский император Александр III как-то заметил: «Ничего не поделаешь, Запад боится нашей огромности». Но что имел в виду благочестивый и мудрый император? Думается, не только территорию, не только мощное вооружение и могучую армию. Но имел в виду, говоря об огромности, тот Божественный полк, который предстоит нашему Отечеству и который вселял и вселяет – не скажу: ужас, но загадочное преклонение перед этой Божественной силой со стороны тех, которым Россия не мила и которые спят и видят, чтобы причесать всю нашу жизнь, весь наш быт, всё наше устройство – и государственное, и общественное – под ту гребёнку, которая сегодня нам совсем не ко спасению, которая противоречит всему тому направлению, что русская святость, русский народ Божий получил за тысячелетнюю историю своего подвига.
Где же сейчас пребывает Божественный полк, где место селения его? И на Небе, у Престола Царя Славы, и на земле, потому что земля Русская, обагренная кровью новомучеников и исповедников Российских, являет собой необъятных размеров развернутый антиминс. И земля и небо ликуют, имея такое славное воинство, как мы вчера с вами пели за богослужением:
«Земля веселится и Небо радуется, восхваляюще подвиги и труды ваша, душевное благомощие и ума чистоту, законом бо естества не победистеся. О соборе святый и полче Божественный, земли нашея утверждение вы есте воистину».
Землёю, по толкованию святых отцов, в Священном Писании часто именуется сам человек, естество человеческое, созданное из персти. Как же нам призвать на помощь Божественный полк, как стяжать через него утверждение в вере? Как сделать так, чтобы народ наш не был стёрт с лица земли, чтобы память о нём не изгладилась, как память о многих и многих народах, которые канули в Лету за тысячелетия человеческой истории?
Мы все знаем заповедь, преподанную роду человеческому и в Ветхом, и в Новом Завете: «Чти отца своего и матерь свою, и благо ти будет». То же, наверное, можно отнести и к народу. Кто же эти отцы и матери наши? Те святые, которые предстоят нам, ходатайствуют за нас, приносят неожиданно помощь в самые тяжёлые моменты жизни. Можно сказать, что они значат для нас больше, чем отец и матерь. И если мы хотим, чтобы русский народ жил, благоденствовал, укреплялся в силе материальной и в силе духовной, то будем чтить этот Божественный полк, этих наших Небесных отцов и матерей.
Как же нам призвать на помощь этот Божественный полк? Как стяжать через него утверждение в вере? Ответ – в прочитанном сегодня Апостоле:
«Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса» (Евр. 12: 1–2), Который да спасёт нас и поможет нам в несении нашего земного креста молитвами Пречистыя Его Матери и всех святых, в земле Российской просиявших и Ему угодивших.
Аминь.