День святой Троицы празднуется на 50-й день после Пасхи, поэтому этот праздник ещё называется Пятидесятницей.
После Воскресения Господня Его ученики непрестанно жили ощущением праздника. На протяжении ещё сорока дней Он являлся им по одному и собранным вместе. После чего, на глазах учеников, Господь поднялся над землёй, как бы удостоверяя их, что в последний день мира Он придёт на землю так же, как отошёл к Богу-Отцу. Прощаясь с ними до времени, Он обещал послать им Утешителя - Святого Духа, исходящего от Бога-Отца (Деян. 1:4-8). Ученики не знали, что это означает, но верили, что всё будет по слову Господню.
Как огонь в очаге, поддерживали они в душах благодатное состояние того дня, каждый день собираясь в одном доме на горе Сионе в Иерусалиме. В уединённой горнице они молились, читали Святое Писание. Так возник первый христианский храм. Возле того дома находился и дом любимого ученика Христа — апостола Иоанна Богослова, в нём, по завещанию Господа, пребывала и Его Мать — Дева Мария. Вокруг Неё собирались ученики, Она была утешением для всех верующих.
После вознесения Господа нашего Иисуса Христа наступил десятый день: это был пятидесятый день после Воскресения Христова. У евреев был великий праздник Пятидесятницы в память Синайского законодательства. В этот день все апостолы вместе с Божией Матерью и с другими учениками Христовыми и прочими верующими единодушно находились в одной горнице в Иерусалиме.
Был третий час дня, по еврейскому счёту часов, то есть, по-нашему — девятый час утра. Вдруг сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где находились ученики Христовы. И явились огненные языки и почили (остановились) по одному на каждом из них. Все исполнились Духа Святого и стали славить Бога на разных языках, которых прежде не знали (Деян. 2:1-4).
Так Дух Святой, по обетованию Спасителя, сошёл на апостолов в виде огненных языков, в знак того, что Он дал апостолам способность и силу для проповеди Христова учения всем народам; сошёл же в виде огня в знак того, что имеет силу опалять грехи и очищать, освящать и согревать души.
В Иерусалиме в это время было много евреев, пришедших из разных стран на праздник. Апостолы вышли к ним и стали проповедовать на их родных языках воскресшего Христа. Проповедь так подействовала на слушавших её, что многие уверовали и стали спрашивать: "Что же нам делать?" Пётр ответил им: "Покайтесь и креститесь во имя Иисуса Христа для прощения грехов, тогда и вы получите дар Святого Духа". Уверовавшие во Христа охотно приняли крещение, таких оказалось в этот день около трёх тысяч человек. Таким образом, начало устраиваться на земле Царство Божие, то есть Церковь Христова.
В храмах, после Божественной литургии, совершается вечерня в воспоминание сошествия на святых апостолов Духа Утешителя. Во время этого богослужения читаются коленопреклонённые молитвы, о ниспослании и нам Духа Святого, Духа премудрости, Духа разума и страха Божия (молитва коленопреклонённая после сугубой ектении). Святая Церковь молится о даровании благодати Духа Святого всем присутствующим, а также прежде усопшим отцам и братиям нашим и прочим сродникам по плоти, чтобы и они удостоились быть участниками Царства Славы в стране живых (молитва коленопреклонённая после "Сподоби, Господи, в вечер сей").
Православные христиане в этот день украшают дома и храмы зелёными веточками, цветами. Обычай этот идёт ещё от Ветхозаветной Церкви, когда дома и синагоги украшались зеленью в Пятидесятницу в память того, как при Синайской горе всё цвело и зеленело в день, когда Моисей получал скрижали закона. Сионская горница, где на апостолов сошёл Святой Дух, в то время, по общему обычаю, тоже была украшена ветвями деревьев и цветами. В праздник Троицы вспоминают и явление Аврааму Троицы в Мамврийской дубраве, поэтому украшенный зеленью храм напоминает и ту дубраву. А ещё цветущие ветви напоминают нам о том, что под действием благодати Божией человеческие души расцветают плодами добродетелей.