Вновь Церковь нам предлагает в воскресном чтении приготовительных недель к Великому посту замечательную, одну из самых ярких притч евангельских – притчу о блудном сыне, в которой говорится о том, как Бог относится к падшему, грешному человеку.
Эта притча третья в 15 главе Евангелия от Луки. В начале рассказывается о том, что пастух оставляет 99 овец, которые находятся в убежище, и идет искать одну пропавшую; другая притча повествует о женщине, которая, потеряв одну из десяти драхм, метёт пол, тщательно всё осматривая, и когда находит эту потерянную драхму, радуется о ней больше, чем о тех, которые у неё остались; она созывает соседок, показывает её и говорит: порадуйтесь со мною. Вот такая яркая восточная сцена…
И затем притча о блудном сыне. Если вдуматься в её содержание, то, прежде всего, поражает жестокость человека по отношению к своим родителям, к отцу, а, в сущности, по отношению к Богу. Давайте вдумаемся в слова младшего сына, который говорит отцу: отдай мне мою, причитающуюся по наследству часть имения. И, забрав её, уходит. Ведь это то же самое, что сказать: отец, рано или поздно ты умрёшь, и моя часть имения, треть или половина (двое сыновей, видимо, половина) мне достанется. Давай не будем ждать этого момента, всё равно рано или поздно это произойдёт, а предположим, что ты уже умер. Я не претендую на то, что ты ещё приобретёшь, отдай мне только то, что сейчас есть, потому что я хочу жить отдельно от тебя.
Ну а дальше конец известен: всё имение израсходовано, сын начал нуждаться, голодать, но ему не дают даже ту пищу, которую свиньи едят, – это уже крайняя степень позора – даже к корму для свиней его не допускают. И он возвращается к отцу, который, издали увидев сына, выбежал ему навстречу. Значит, всё это время он ждал, ходил, смотрел, не идёт ли сын. Отец падает ему на шею, обнимает, даёт ему перстень на руку – знак возвращения звания сына, лучшую одежду – вожделенное украшение Древнего Востока. (Вспомним историю Иосифа, которому сшили разноцветную одежду – предмет зависти его братьев.) И посылает слуг, чтобы лучшего, откормленного телёнка закололи и устроили пир.
Есть другой вариант этой притчи, очень трогательный. Я его напомню: в одной семье, в благополучной стране, ну, скажем, в Германии, один сын себя вёл недостойно, так что совершил преступление и попал в тюрьму. И когда срок его заключения заканчивался, он написал отцу с матерью, что ему стыдно возвращаться в свой город. Но он хочет с ними повидаться, и если они готовы его принять, то пусть в определённый день, когда он будет мимо проезжать на автобусе, пусть повесят в окошечке белый платок. Он будет знать и тогда зайдёт с ними повидаться. А так ему очень стыдно.
И вот, когда он проезжал мимо дома, то увидел, что не только в окне, а на всех деревьях вокруг простыни белые висят. И понял, настолько родителям было важно с ним увидеться. Вот такой трогательный пересказ, более простой, чем сама притча, но не менее ясно подчеркивающий её идею: любовь Бога к своим падшим детям.
Замечательная также картина всем известная – «Возвращение блудного сына» Рембрандта. Она поразительная! Как смог художник, судя по одному из его «Автопортретов» довольный собой, бюргер богатый, как он смог изобразить тайну возвращения и прощения. (Ну это, возможно, современные художники поймут.) Там из глубины и темноты картины выступает её суть, её трогательное содержание, и эта пяточка блудного сына…
И конечно, притча эта предлагается для того, чтобы мы вспомнили, мы вернулись. Часто так бывает, что люди приходят к Богу от какого-то крайнего горя – сын стал наркоманом, муж изменил, бросил семью или запил. И как последнее средство – храм, да и то не все, а лишь немногие приходят, чтобы хоть это помогло, потому что ничто другое уже не помогает. И Господь, конечно, встречает человека, даже если он приходит вынужденно, в крайней нужде.
Я знал одного человека, очень состоятельного, у него сына сбила машина насмерть, и он пришёл в церковь – это послужило толчком. Конечно, не дай Бог так прийти, лучше, когда человек приходит от радости, в поисках смысла жизни. Как сказал один писатель, у христианина то преимущество, что когда он переживает радость, есть кого благодарить. И это действительно прекрасно…
Эта притча о блудном сыне относится к каждому из нас, но не в том плане, что мы все так же бросили родителей, взяли своё, а потом в бедствии возвращаемся. Каждый из нас в чём-то своем уходит от Бога, взял своё и сказал: до остального мне нет дела, вот этим я буду пользоваться.
Когда мы переживаем нужду, болезнь, стресс, какое-то обличение, неприятности, несправедливость в отношении нас – вот здесь как раз подходящий момент вернуться к Богу, вернуться для того, чтобы вновь обрести всё то богатство, которое Отец нам даёт. Потому что бывает так, что мы решили: вот это уже принадлежит мне, моё, и я могу сам этим свободно распоряжаться. Конечно, можно и каяться в этом время от времени, но всё равно видно: что-то не так.
И вот происходит какая-то беда, или вдруг касается нашего сердца какое-то слово, евангельское, или услышанное, или чтенное – и мы становимся участниками той самой встречи, отца с сыном, как это замечательно Рембрандт изобразил. И нам важно не забыть об этом, важно не отказаться от роли сына на коленях перед отцом: Прими меня как одного из наёмников твоих! – если мы войдём в это, то обретём радость, радость принятия, радость возвращения, радость покаяния, радость обретения вновь цельности своей жизни.
Конечно, это проходит через боль, через долгий путь; сын идёт и говорит: отец, я не достоин называться твоим сыном, прими меня как одного из наёмников. Уже наизусть эта речь им выучена. И приходя, он говорит эти слова отцу, а отец даже не выговаривает ему: вот, я тебя предупреждал, – как бы многие из нас сказали.
Конечно, эта притча ещё о многих из нас, родителях, которые нередко переживают такие взаимоотношения с детьми. Нам тоже бывает очень обидно, когда нам кажется, что детям нужны от нас лишь материальная поддержка: вот пусть сами теперь попробуют, мы всего сами добивались…
Апостол Павел нам говорит: разве дети собирают имение для родителей, не родители ли собирают для детей? Так что не нужно ставить детей в такое же положение, из которого мы вынуждены были когда-то выбираться. Но в то же время понятно: что-то очень похожее происходит – и нам важно так встретить чадо, когда оно делает хотя бы маленький шажок в нашу сторону, как встретил бы Отец наш Небесный.
Не случайно нам Господь говорит в Евангелии: Будьте совершенны, как Отец ваш Небесный. Это совсем не в том смысле, чтобы мы, например, ничего не ели в первую неделю поста, только воду пили к вечеру с кусочком хлеба, нет. Не в этом подобие Отцу Небесному. А вот именно в таком принятии своих детей, как принимает Он, когда они делают хоть маленький шажок по направлению к нам.
И наконец, другой сын, который упрекает отца: Этот твой сын вернулся, вот ты как его встретил. Отец отвечает: Брат твой умирал и ожил, был вне и вернулся.
А ведь и мы тоже можем оказаться в положении старшего сына. Мы в храме, с нами всё хорошо, но при этом мы можем презрительно смотреть на людей, которые делают первые шаги в церкви, они ещё мало что знают, допускают нелепые, иногда смешные ошибки, суждения – просто по незнанию. И нам так легко превознестись: ну как же ты этого не знаешь?
Как важно удержаться от этого, как важно, чтобы входящий человек увидел улыбку у нас на лице, что мы рады тому, что он пришёл.
Давайте в сегодняшний день и в эту неделю возвращаться мысленно к этой притче, в которой так много аспектов, и молиться: Господи, Ты открой мне как можно глубже тот аспект, который ко мне, к моему сердцу относится. Дай мне силы осознать всю неправду, которую я открою сам или другие мне открывают – в моей жизни, в делах, чтобы, пройдя через эту боль, пережить радость встречи с Тобой, радость обновления, которое Ты даруешь каждому человеку.