Пасха Господня – Воскресение Христово – величайший христианский праздник, день торжества православной веры, знамение победы Господа над грехом и смертью и начало бытия нового мира, искуплённого и освящённого Господом нашим Иисусом Христом.
Страдания, смерть, воскресение и вознесение Господа Иисуса Христа суть события, в которых до конца выразился весь смысл Его жизни на земле и Его призвания; через них завершилось спасение людей. Господь пострадал и умер вольно. Как Бог, Он мог вызвать на защиту Себе легионы Ангелов, и, как безгрешный, Он не был подвластен смерти. Взяв на Себя грехи всех людей, Он пережил весь ужас и мрак греха, Сам оставаясь ему непричастным. Будучи неповинным, Господь принял на Себя и физические последствия греха: поношение, крестные муки и смерть.
Сострадательная любовь Спасителя беспредельна. Его невиновность увеличивала тяжесть взятых Им на Себя грехов человечества. Это запечатлено с особой силой в богослужебных текстах Великой Пятницы: «Так говорит Господь Иудеям: люди Мои, что Я сделал вам? чем обидел? Слепцам вашим дал прозрение, прокажённых очистил, расслабленного от одра воздвиг... И чем вы Меня возблагодарили? За манну – желчь, за воду – уксус, и вместо того, чтобы возлюбить Меня, ко кресту пригвоздили» (12-й антифон). А перед выносом Плащаницы на вечерне Великой Субботы: «Жизнь всех осудили на смерть... Создатель мира в руках беззаконных».
Ужас Голгофских страданий был бы невыносим, если бы Крест Господень не был явлением совершенной Божественной любви; в нём открылась по словам митрополита Московского Филарета «Любовь Бога Отца распинающая, Любовь Сына распинаемая и Любовь Святого Духа, торжествующая Силою Крестною, ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, чтобы всех спасти». Первым из людей это понял благоразумный разбойник: он увидел в поруганном, израненном и умирающем Праведнике Бога, возлюбившего мир совершенной любовью, и ему первому открылся рай.
Помышляя о том, для какого блаженства и от каких мук искупил нас Христос, каждый христианин познаёт на своём опыте, что Крест – это символ любви и что где Крест, там и любовь. В Кресте, как в солнце свет, сосредоточилась вся любовь Бога к миру и к человеку. Человек, умирая во Христе, получает от Него новую жизнь, подлинную и вечную. Победив смерть, Христос лишил диавола его главного оружия. В пасхальном слове святой Иоанн Златоуст говорит, что вместе с диаволом посрамился и дом его, то есть ад, когда он, приняв землю, встретил небо.
Воскресение Господа есть величайшее чудо и победа добра над злом. Когда воскрес Христос открылось, что истина и любовь сильнее смерти. Воскресение Христа есть радость, превосходящая всякую иную радость. Совершилось самое желанное, что только может пожелать любовь, Возлюбленный оказался навсегда с нами, разлука сокрушена навеки, и ничто более не может угрожать Любимому. Остаётся только пасть перед Ним со словами: «Господь мой и Бог мой» (Ин. 20:28), потому что всякое сомнение в том, что Он есть Бог, ставший человеком, пришедший нас спасти, более невозможно.
Воскресение Господа даёт ещё и другую радость. В нём нам открывается залог того, что мы тоже воскреснем, а также и все, кого мы любим, что мы будем неразлучны с ними, как и с Господом, если только пойдём за Ним, поверив в Его светлое Воскресение. «Блаженны не видевшие и уверовавшие» (Ин. 20:29) в Его Воскресение, говорит Господь. И бесчисленное множество таких не видевших, но уверовавших являются также истинными свидетелями Христова Воскресения, в силу их радостного духовного переживания этого величайшего чуда. Православная Церковь богата таким духовным опытом, и он тем убедительней, чем более переживание светлого праздника Воскресения Христова сопровождается духовным воскресением самих верующих.
По учению Церкви, Воскресению Господа предшествовало сошествие Его во ад, духовное место пребывания душ усопших людей (так было до Воскресения Господа). Это была высшая степень Его уничижения и вместе с тем – начало победы и торжества. Во аде Христос освободил души с верою ожидавшие Его пришествия (1 Пет. 3:18-22; 4:6; Кол. 2:15). Тело Христово по Воскресении было преображённым, прославленным, духовным, то есть всецело подчинённым Духу. Пространство и время не ограничивали Воскресшего Господа: Он являлся одновременно в разных местах, проходил сквозь запертые двери. Он уже не нуждался в земной пище, но только лишь для убеждения учеников в истинности своего Воскресения вкушал перед ними. Тело Воскресшего Господа сохранило нанесённые Ему раны. В этом указание, что страдания, подвиги и всё достойное, сделанное праведными людьми, найдёт своё место при их вечном прославлении.
Праздничная пасхальная служба совершается во всех храмах в ночь с субботы на воскресенье; вся она исполнена величайшей радости и ликования. В этот и последующий дни многократно звучат слова пасхального приветствия: «Христос воскресе! – Воистину воскресе!», которыми мы исповедуем веру в Воскресение Господа.
Пасхальное богослужение начинается с совершения перед плащаницей, располагающейся посреди храма, полунощницы с чтением особого канона. После совершения полунощницы плащаница заносится священнослужителями в алтарь и полагается на Престол. Торжественная пасхальная утреня начинается в полночь с совершения крестного хода вокруг храма.
Крестный ход с крестом, Евангелием, иконами и хоругвями, сопровождаемый молящимися с зажжёнными свечами в руках, под звон колоколов выходит из храма как бы навстречу грядущему Спасителю с пением стихиры: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небеси, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити». Обойдя вокруг храма, крестный ход останавливается перед закрытыми дверями, как бы перед входом ко Гробу Господню. При торжественном пении: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав» двери открываются и молящиеся входят в храм. Начинается пение пасхального канона.
За пасхальной утреней следует Божественная литургия, в конце которой происходит освящение артоса – особого круглого хлеба, на котором изображается Крест Господень или Воскресение Христово. На протяжении всей недели после Пасхи этот хлеб находится в храме перед алтарём, а в субботу после богослужения разрезается на части и раздаётся верующим. Обычай этот ведёт свою историю со времени Воскресения Христова.
Неделя, следующая за днём Святой Пасхи, именуется Церковью Светлой седмицей. Это – время величайшей духовной радости; на протяжении Светлой седмицы в храмах совершаются богослужения по пасхальному чину, после каждой Божественной литургии происходит крестный ход. Царские врата в иконостасе остаются в продолжении седмицы открытыми в знак того, что в эти дни перед верующими открывается невидимый, духовный, Небесный мир. На Светлой седмице отменяются однодневные посты (в среду и пятницу).
Начиная со дня Святой Пасхи и до её отдания на сороковой день, верующие приветствуют друг друга словами пасхальной радости: «Христос воскресе! – Воистину воскресе!».
Возрадуемся все вместе о Христе воскресшем, ибо радость наша совершенная! Ибо вместе с Господом нашим мы от смерти перешли в жизнь! Ибо для спасения нашего Господь не требует от нас ничего сверх естественного, невозможного для нас, сверх наших сил: веруй – и спасён будешь, надейся – и Небеса откроются, люби – и Бога узришь!
Да будет по словам Апостола (Гал. 1:3-5) «благодать вам и мир от Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа, Который отдал Себя Самого за грехи наши, чтобы избавить нас от настоящего лукавого века, по воле Бога и Отца нашего; Ему слава во веки веков». Аминь. |