«Предпразднуим, людие, Христово рождество»
Началось время Четыредесятницы Рождества Христова, время поста и приготовления к великому Празднику.
Обычно Рождество Христово – это особый день, особое время года, когда мы забываем Бога. Или, лучше сказать, мы переживаем Рождество коммерчески: расцвеченные улицы города, иллюзорный свет гирлянд, искусственные ёлки, угощения, обмен рождественскими подарками, предвкушение выходных дней, тринадцатой зарплаты...
Рождество заканчивается. С набитым желудком и опустошённым сердцем. Христа нигде нет. Это всё почти не имеет отношения к истине и сильно разочаровывает: праздник стал провокацией, скатился до коммерции. И, наверное, можно найти оправдание некоторым из тех, кто в попытках заработать свой хлеб эксплуатируют Рождество, но эта их нужда уничтожает дивный смысл и глубину праздника.
Обман «коммерческим» Рождеством – это обман первый. Но есть и другой, и он коварнее. Это обман «социальным» Рождеством: мы воспринимаем Рождество как «праздник любви, семейный праздник». Праздник, когда мы все встречаемся и жертвуем деньги на социальные проекты, или собираем и даём неимущему пакет с рисом–макаронами–картофелем–бутылкой масла–цыплёнком. Это всё добрые дела, поэтому и Церковь это приветствует, и мы должны их делать, но добрые дела под Рождество не равняются самому Рождеству. Мы можем подать небольшую милостыню, что-то купить на благотворительном базаре, положить немного денег на поднос, а, возможно, пойти и помочь в раздаче подарков митрополии бедным семьям, но при этом не пережить в своей жизни Рождества.
Тогда что же такое Рождество? Как встретить его? Быть может, нам нужно сделать что-то ещё более существенное в этом году, который для кого-то из нас – вероятно, и для меня – предоставит последнюю такую возможность? В чём смысл Рождества?
Когда мы говорим «Рождество» или «праздник Рождества», то в нашем уме эти понятия, как правило, связаны с изобилием всевозможных благ, обменом подарками, украшениями, путешествиями, наконец... Эти представления лишь подчёркивают сформировавшееся у нас заблуждение. Но и, с другой стороны, дают нам повод немного измениться. Давайте попробуем изобилие – хотя бы в этом году – заменить простотой и в ней с радостью прожить грядущее Рождество. Не в нищете, как Христос, но без расточительства. Пусть наш стол будет полон настолько, чтобы удовлетворить наши потребности, но не будет ломиться от яств.
Вместо того, чтобы мы, сытые, раздавали подарки сытым, попробуем возделать в своих душах милость и чего-то себя лишить ради нашего ближнего. Если у нас нет денег, уделим немного своего времени страждущему, немного терпения – одинокому человеку с трудным характером, потрудимся ради того, кто в этом нуждается, сходим в больницу. И это будет лучшим подарком Христу. Вместо того, чтобы украшать всё вокруг, украсим свои души. Это же несчастье, если наш дом полон колокольчиков, ёлочек и цветочков, а наше сердце покрывает паутина. И как прекрасно, когда украшено сердце, а дом имеет убранство праздничное, но скромное!
Вместо дальних поездок совершим одну – путешествие волхвов: Пойдём в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чём возвестил нам Господь (Лк. 2:15).
Чтобы понять, что такое Вифлеем, нам понадобится малость тишины. Это событие, которое некогда произошло в одном из палестинских сёл? Или это состояние, которое и я способен ощутить, уподобившись в смирении волхвам? Немного приблизиться к пониманию того, что есть Рождество? О чём рассказывает оно нам? Как рождается наше спасение в простоте пещеры и смирении пелён? Как Бог источает всю Свою любовь и облачается в человеческую природу? Как снисходит Бог и дарует нам величайшую возможность уподобиться Ему?
Четыредесятница Рождества – это благословенное время, которое вновь открывается перед нами. Открывается, как уникальная возможность для каждого. Об этом нам будут постоянно напоминать и эти сорок дней, и вся наша жизнь. Нам остаётся немногое: открыть глаза, расширить слух и воспринимать духовные вести, чтобы суметь оказаться в подлинном Вифлееме и порадоваться всем своим существом Рождеству. Тогда наступившее Рождество подтвердит, что «с нами Бог», и не только «с нами», но и в нас: Царствие Божие внутрь вас есть (Лк. 17:21).
Я желаю, чтобы через сорок дней Бог дал всем вам без исключения удостоиться увидеть Христа, не только рождённого в яслях вифлеемских, но – главное – возлежащего в яслях ваших душ.
Митрополит Месогейский и Лавреотикийский Николай,Элладская Православная Церковь (Православие.Ru) |