Слово Епископа Ахтубинского Антония (Азизова)
Во Имя Отца и Сына, и Святого Духа!
Дорогие братья и сестры, поздравляю вас с Крещенским сочельником. Мы с вами в период от Рождества Христова до сегодняшнего дня вспоминали и переживали всю жизнь Спасителя — от момента Его рождения до дня Его пришествия на проповедь. Тридцать лет Господь возрастал и укреплялся духом для того, чтобы обратиться к людям и повторить слова своего предтечи Иоанна, пришедшего прежде Него, вышедшего из пустыни дивного сподвижника, который питался лишь горьким мёдом, одетого лишь в грубую власяницу: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное» (Мф. 3:1-6).
Что это значит? Это значит, что до момента Богоявления, до момента Боговоплощения Царствие Божие было для человека недоступно. Мы сегодня слышали пророчество Исаии, который говорит о том, что отныне дебри наполнились, холмы выправились, дорога человека к Богу стала ровной, ничто не заслоняет человеку Бога. Но ведь до Рождества Христова не было так: между человеком и Богом была стена. Праведники, коих мы знаем — это, конечно, люди великой веры, но они ещё немощны.
И вот, на границе Ветхого и Нового Завета нам поставляет Господь Иоанна Предтечу, который, как Сам говорит Господь: «Из рождённых жёнами не восставал больший» (Мф. 11:11). Ибо он был, с одной стороны, сыном Ветхого Завета, но по духу — Нового Завета, и та сила, которая от него исходила, привлекала людей. Приходили тысячи к нему на Иордан, где он свершал символичное омовение грехов. Он не имел ещё возможности прощать и отпускать грехи, — имел только Господь. И он, как бы свидетельствуя о желании людей, приходящих к нему, исправиться и покаяться, жить иначе, омывал их в водах иорданских, крестил их своим Иоанновым крещением. И на берегу Иордана собирались толпы людей, жаждущих внутренней перемены. Спрашивали Иоанна: «Как же нам жить, — мытарям, воинам?». И всем он давал краткое простое наставление.
И вот среди этой толпы грешных появляется Господь – безгрешный Господь Иисус Христос. Появляется среди них, входит в Иордан, и тотчас исходит из него, потому как люди, входившие в него, как бы исповедовались, каялись в своих грехах Иоанну Предтечи, а Господу нечего было сказать. Иоанн смущается, говорит: «Мне надобно креститься от Тебя» (Мф. 3:14). Но Господь пришёл, чтобы войти в воды иорданские среди всех этих грешных людей, чтобы показать главную цель Своего пришествия в этот мир. Для чего Господь пришёл? Для того, чтобы искупить наши с вами грехи.
Как мы видим на иконе, вода в Иордане изображена тёмной, потому как, входя в него, Господь потопил в этой воде грех человеческий. Входя в Иордан, Господь свидетельствует о том, что пришёл Он, чтобы умереть за нас, за весь род человеческий.
Теперь мы с вами принимаем крещение и избавляемся от этой стены между нами и Богом. Нам оставлено таинство покаяния, как второе крещение. Мы можем приходить на исповедь и не просто называть свои грехи, а исповедовать их перед Богом, ибо в таинстве покаяния всегда Господь присутствует. И мы не просто исповедуем свои грехи, но Господь даёт нам Свою благодатную помощь, чтоб нам действительно быть иными, чтобы менялись наши сердца. А от нашей веры должна меняться наша жизнь.
Множество людей придут сегодня и завтра в храмы, чтобы набрать крещенской святой воды и это хорошо. Но, к сожалению, многие не знают, что сама по себе вода крещенская является великой святыней, но не избавит человека от греха, не сделает человека качественно лучше. Только таинство Церкви, только духовная жизнь и работа над собой, над своим внутренним человеком, только следование за Христом сделает человека иным. И посему мы должны с вами правильно относиться и к крещенской воде, и к богослужению, которое сегодня совершается.
Господь избирает воду для совершения таинства Крещения как самое распространённое, самое животворное вещество на Земле. Мы сейчас читали с вами ветхозаветные паремии, в которых видели примеры того, как вода являлась источником жизни, когда израильский народ в пустыне не имел воды, и пророк Моисей сделал горькую воду молитвою пригодной для питья. Мы видели, как воды Красного моря расступились, чтобы пропустить израильский народ, но сомкнулись, когда войско фараоново пошло тем же путем, и всё погибло.
Мы видим, как вода покрывала первоначально всю Землю и служила источником всему живому в дни Творения, но также мы видим Всемирный потоп, когда Господь открыл все бездны водные, чтобы потопить грех человеческий. И вот так вода является одновременно и источником жизни, и источником погибели. Всё это происходит только потому, что человек не исправлен, и мы своей неисправленной жизнью очень часто оскверняем всё, что вокруг нас освящено. А ведь Господь все стихии освятил Своим пришествием. Родился в недрах земли, в пещере, и потом будет положен после смерти так же — в пещеру. Он повешен на кресте, и освятил тем самым воздух. Своим сегодняшним вхождением в Иордан Господь освящает всю воду на земле.
Но почему мы каждый год, снова и снова, совершаем этот чин Великого освящения воды? Потому что жизнь наша греховна, потому что вся тварь, по слову апостола, «совокупно стенает и мучится доныне» (Рим. 8:22). И мы молимся сегодня о прощении грехов наших. Молимся сегодня, чтобы воды потопили грех наш, чтобы у нас была возможность видения этих грехов, и было всегдашнее желание исправить себя, и чтобы та вода, которую мы сегодня освятили, та великая святыня, которую вы сейчас понесёте в свои дома, была нам в помощь и в укрепление. Она ни в коем случае не заменяет таинств церковных, но даётся верующему в некое благословление, во здравие душевное и телесное, в укрепление сил.
Поэтому с радостью, сегодня помолившись за Богослужением, совершив этот удивительный чин великого освящения крещенской воды, возьмём эту воду в свои дома, окропим свои дома этой святой водою, омоемся, окропив друг друга, чтобы быть причастными к той великой благодати, которую Господь дает сегодня воде.
И пускай сегодняшний день для всех нас будет неким вдохновением. Чтобы появилось у нас желание поменять что-то в себе, чтобы наша вера не заключалась только в свечах, только лишь в том, чтобы взять крещенскую воду и принести её в дом. Чтобы она заключалась, прежде всего, в том, чтобы жизнь наша менялась, чтобы мы с вами становились другими, чтобы ничто не заслоняло от нас Господа. Чтоб мы были более кроткими в сердце, более молчаливыми, чтобы уста наши были закрыты на всякую сплетню и гнилое слово, чтобы в сердце нашем не было обид и зависти, и чтобы всегда мы ходили с вами с радостным светлым лицом, обращаясь ко всем встречным, не осуждая никого, никого, не деля на своих и чужих, а любящим сердцем обнимали всех. Сегодня, этого от нас хочет Господь, ибо приблизилось Царствие Небесное.
Аминь.
Епископ Ахтубинский Антоний (Азизов)
Православие.ru |