Рождество – это праздник радости и света. Даже пост перед этим праздником совсем другой, нежели Великий – он не столько о покаянии, сколько о приготовлении. А светский мир давно уже превратил «адвент» в сезон массовых закупок и гуляний… И в самом деле, что тут скорбного, где тут причина для поста? Разве не всё тут – радость и свет?
Представим себе Деву Марию, юную простую девушку, обручённую с человеком намного старше её по имени Иосиф. Впереди – простая жизнь, полная обычных житейских радостей и огорчений.
Святой Иосиф
И вот тут в её жизнь врывается чудо. Ангел Гавриил появляется, чтобы возвестить: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами… зачнёшь во чреве, и родишь Сына, и наречёшь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречётся Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца».
Мы знаем, что произойдёт потом, она – не знала. Ангел, по сути, возвестил ей беременность, для которой не было никаких оснований. По закону вообще-то полагалось за такое побить камнями – откуда ещё могла быть беременность, как не от прелюбодеяния? И уж во всяком случае, её ждал несмываемый позор на всю жизнь. За что ей такое? Но Мария просто доверилась Богу: «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему». Но ведь ей ещё не было известно, как отнесётся к такому событию её жених Иосиф.
И в самом деле, он был помолвлен с набожной девушкой – и вдруг беременность! Сначала он просто хотел тихо расторгнуть помолвку, ни о чём не спрашивая и никак не пытаясь Марию наказать. Но, впрочем, рождение ребенка вне брака и так поставило бы её вне всякого общества, дальнейшая её судьба была бы ужасна. И потребовалось ещё одно явление ангела, на сей раз уже Иосифу, чтобы он принял её такой, с Младенцем во чреве, и назвал своей женой.
Мы редко рассуждаем о мужестве и выдержке Иосифа, но если задуматься… В глазах всего общества он был мужем Марии и считался отцом Иисуса, и только они сами знали, на какую жертву пришлось пойти Иосифу.
Историю самого Рождества все обычно помнят хорошо: пастухи, которым ангел возвестил о рождении Младенца, и волхвы, которым ту же весть принесла звезда… «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!» – так, по словам Луки, пело ангельское воинство. Только мы обычно забываем, что выглядело всё далеко не так светло и торжественно, как на наших сегодняшних праздниках.
Когда приблизилось время родов, Мария с Иосифом должны были по причине объявленной переписи населения отправиться из галилейского городка Назарета, где они жили, в другой городок Вифлеем, к югу от Иерусалима. Иосиф происходил из рода царя Давида, а тот родился в Вифлееме, и ему пришлось записываться именно там, и взять с собой Марию, ведь для всех она была его женой. С другой стороны, так исполнялось древнее пророчество – Мессия, великий Царь Израиля, и родиться должен был в царском городе Вифлееме. Не первый и не последний раз в Библии некие события имеют две причины: земную, основанную на чьих-то желаниях, расчётах и правилах, и высшую, которая следует воле Божьей.
Но что ждало их в Вифлееме? Мест в гостиницах не было, ведь по случаю переписи многие стронулись с места. Беременную никто не пригласил в свой дом, и пришлось ночевать в загоне для скота, где и прошли роды. С самого первого вздоха Младенец оказался в мире, где Он не был нужен никому, кроме Своих близких, где до него никому не было дела, ни у кого для Него не было места. В обыденную жизнь городка под названием Вифлеем пришло чудо, которое прославит этот городок на весь мир – но жители его не заметили, у них было слишком много собственных хлопот.
Не случайно, из местных почтить Младенца пришли лишь пастухи, простые крестьяне, которые проводили время в поле, вдали от городских стен. Необразованные, грубые, простые – они услышали голос ангела. А книжникам и знатокам закона, которых и в Вифлееме наверняка было некоторое количество, и ангел-то был не нужен, они и так всё знали. Вновь и вновь будет повторяться потом эта ситуация в жизни Иисуса.
И ещё были волхвы, пришедшие из далекой восточной страны, не израильтяне, а язычники. Их привели к Младенцу занятия астрологией – они внимательно следили за звёздами и не могли пропустить появление какой-то новой, неведомой доселе звезды. Что это было: вспышка сверхновой где-то в глубинах вселенной, или комета, подошедшая близко к земле? Мы не знаем точно, да и не в этом дело. Важно, что даже языческая мудрость, даже явления природы могут привести людей ко Христу, если они внимательны и любопытны. А можно обладать самой правильной на свете верой и пропустить всё самое главное, что и случилось с жителями Вифлеема.
Но и с волхвами получилось всё не так просто. Они, как описывает евангелист Матфей, обратились прежде всего к царю Ироду: кто как не он должен знать о рождении нового Царя! Ирод расспросил своих приближенных, они указали ему на Вифлеем как на место, где по древним пророчествам должен был родиться Мессия – и тогда Ирод отправил своих воинов перебить в Вифлееме всех младенцев, чтобы не осталось для чуда никакой возможности, ни одного шанса. Вот человек вполне правильно оценил всё происходящее, поверил в весть свыше, прислушался к пророчествам – но предпочел действовать ради собственной мнимой безопасности. Всего через несколько лет Ирод умрёт, и Младенец, даже если бы пожелал, никак не смог бы сместить Ирода с трона за оставшееся время его жизни.
И вновь было явление ангела, и вновь Мария с Иосифом отправляются в путь, на сей раз уже в Египет, подальше от власти царя Ирода. Именно там, в Египте, пережидала когда-то голод семья Иосифа-Израиля, оттуда выводил евреев пророк Моисей, туда же при нашествиях и военных угрозах бежали многие израильтяне в последующие века – и семья Иисуса повторяет их путь, чтобы спасти Младенца от гибели.
Вся история Рождества – это история Бога, которому не нашлось достойного места ни в сердцах людей, ни в их жилищах. И пост, может быть, просто наша попытка поступить иначе – освободить для Него хотя бы маленький уголок.
Автор: ДЕСНИЦКИЙ Андрей Почтовая рассылка журнала ФОМА |