Слово в Лазареву субботу иеромонаха Иринея (Пиковского)
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Сегодня мы воспоминаем воскрешение праведного Лазаря. Это чудо должно было убедить иудеев древности, что воскреснет Иисус Христос. А нас это чудо должно убедить, что будет и всеобщее воскресение из мёртвых. Как минимум три чуда воскресения из мёртвых явил Христос Своим ученикам. Он воскресил сына Наинской вдовы, имя которой так и осталось никому не известным, Он воскресил дочь Иаира, который был начальником синагоги в Капернауме, и, наконец, Он воскресил Лазаря из Вифании, которого любил и называл Своим другом (см.: Ин. 11:3,11).
В отличие от одноимённого героя из притчи «О богаче и Лазаре», праведный Лазарь из Вифании был реальным человеком и к тому же небедным. Судя по тому, что у него были слуги (см.: Ин. 11:3), его сестра мазала ноги Спасителя дорогим маслом (см.: Ин. 12:3), после смерти его положили в отдельную гробницу и его оплакивало множество иудеев (см.: Ин. 11:31,33), Лазарь, вероятно, был состоятельным и известным человеком. Он жил всего в трёх километрах от Иерусалима. Христос неоднократно обедал в доме Лазаря с множеством Своих учеников (см.: Лк. 10:38-41; Ин. 11). Никто не сомневался в том, что если бы Лазарь внезапно заболел, то Иисус бы ему помог (см.: Ин. 11:21). Однако однажды Христос отказался это сделать. Лазарь умер и три полных дня провёл во гробе. На четвёртый день смерти к нему пришёл Иисус.
Сегодняшнее Евангельское чтение убеждает нас в том, что смерть была настоящей. Тело Лазаря разлагалось и смердело. Однако то же Евангелие свидетельствует, что и воскресение Лазаря было настоящим. Апостол Иоанн, очевидец событий, в деталях описал, как это происходило.
Иисус подошёл к месту захоронения, подождал, пока придут родственники и друзья умершего. Вопреки возражениям окружающих Он приказал отвалить камень от входа в погребальную пещеру. После Его молитвы умерший вышел из гробницы, обвязанный пеленами по рукам и ногам. При этом пелены мешали ему ходить, а на главе был погребальный платок (см.: Ин. 11:44).
Чтобы убедить читателя, что воскрешение Лазаря не было коллективной галлюцинацией, евангелист Иоанн сообщил о том, что по прошествии некоторого времени Иисус обедал в доме воскресшего Лазаря. Это видели и другие иудеи. Он же сообщил о том, что Синедрион постановил убить Лазаря, «потому что ради него многие из Иудеев приходили и веровали в Иисуса» (Ин. 12:11). Вполне возможно, что именно поэтому о воскрешении Лазаря умолчали первые евангелисты. Поскольку первая проповедь о Воскресении распространялась в Иерусалиме, апостолы захотели скрыть имя Лазаря, опасаясь, что его не минует смерть от рук первосвященников.
По свидетельству Епифания Кипрского, Лазарь переехал на Кипр, стал епископом и по прошествии 30 лет от воскресения умер в старости и был похоронен в городе Китии. Именно там в IХ веке был обнаружен саркофаг с его мощами, на котором присутствовала надпись: «Лазарь Четверодневный, друг Христов».
Особая черта чуда воскрешения Лазаря – то, что он вернулся из места «невозврата». Если бы он восстал в сам день смерти, его смерть можно было бы принять за сон. Если бы он поднялся в течение трёх дней, можно было бы сказать, что душа вернулась в тело после странствий по поверхности земли. Но по истечении трёх дней душа умершего, по преданию древности, должна была взойти на суд к Богу. И участь её на четвёртые сутки уже всецело была в руках Божиих. Следовательно, вернуть душу в тело мог только Один Бог. И это сделал Христос Своей волей. Он сказал Лазарю: «иди вон» из погребальной пещеры – и тот вышел (см.: Ин. 11:43).
Но прежде, чем явить человечеству Свою власть над жизнью и смертью, Господь проверил, способны ли в это поверить окружающие Его люди. Это мы видим в загадочном диалоге между Марфой и Иисусом.
Непосредственно перед чудом, встречая Господа, Марфа плакала: «Если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой». Иисус её как будто утешил: «Воскреснет брат твой». Марфа, как традиционно верующая иудейка, отвечала: «Знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день» (Ин. 11:21-24).
Её слова намекают на пророчество из Книги Иова: «Я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога» (Иов 19:25-27). Пророк Исаия возвещал, что «восстанут мёртвые тела» (Ис. 26:19). Иезекииль в подробностях сообщил, как это будет: засохшие кости будут обложены жилами, затем плотью, затем кожей. Наконец вернётся в тело дух, и мёртвые восстанут на ноги, выйдут из гробов (см.: Иез. 37:1-14). Но это воскрешение умерших будет, по пророку Даниилу, в далекие последние времена, после различных войн и вселенских катаклизмов (см.: Дан. 12 1-4).
Вряд ли Марфа, стоя в ясный мирный день перед Иисусом на краю маленькой деревни, накануне светлого иудейского праздника пасхи, предчувствовала, что для неё «последний судный день» уже настал. В момент недоумения Марфы Христос как будто поменял её угол зрения в представлении о «последнем дне». «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрёт, оживёт. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрёт вовек», – сказал Он (Ин. 11: 25-26).
Выходит, что для восстановления человеческой жизни во плоти не надо ждать конца света. Христос, как Альфа и Омега (см.: Откр. 1: 8), смыкает границы времени в одну точку веры. Главное – не просто надеяться, что когда-то будет всеобщее обновление мира, но – знать и верить, что это совершает Бог. А раз это в Божией власти, значит, Он вправе преодолеть границы времени и воскресить любого умершего раньше всеобщего воскресения. «Веришь ли сему?» – спросил Господь Марфу. Она ответила Ему: «Так, Господи! я верую, что Ты Христос, Сын Божий, грядущий в мир» (Ин. 11: 26-27). И после этого исповедания веры Спаситель мира вернул к жизни её брата Лазаря.
Можно сказать, что исполнение чуда для семьи Марфы и Марии предварило их испытание веры. Но ещё большее испытание веры было для более широкого круга учеников Христовых, для апостолов и всех, кто видел Господа во плоти.
Нам с вами трудно представить себе, что переживали ученики, когда Господа распяли на Кресте. По ветхозаветным представлениям, Мессия после воцарения никак не должен был погибнуть. Сын Человеческий в конце времён должен был восстановить Царство, которому уже не будет конца. «Владычество Его – владычество вечное, которое не прейдёт, и Царство Его не разрушится», – писал пророк Даниил (Дан. 7:14; Дан. 7:27; Дан. 2:44). Воскрешая Лазаря, Христос ясно говорил о том, что Его чудо ведёт «к славе Божией» (Ин. 11:4,40).
При торжественном входе Господнем в Иерусалим Его встречали как обетованного Царя (см.: Ин. 12:13). Однако Он был распят и вновь, в день Великой субботы, испытывал человеческую веру. Не дожидаясь ответа от людей, Он в третий день Сам восстал из мёртвых и явил Себя миру. Сейчас празднуем Его славное Воскресение!
Дорогие братья и сестры, мы с вами сегодня не просто воспоминаем какое-то из Христовых чудес. Мы с вами – часть и продолжение Евангельской истории. Воскрешая Лазаря, Христос показал нам, что пророчества о воскресении умерших сбудутся. Совершая Своё Воскресение, Он убеждает нас в том, что когда-то снова придёт на землю в славе Отчей. И задавая личный вопрос Марфе: «Веришь ли сему?», он испытывает веру каждого из нас. Скажем ли и мы, что Он – «Христос, Сын Божий, грядущий в мир»? Если да, значит Он для нас – «воскресение и жизнь». Если нет, то мы станем в один ряд с теми, кто память и о Лазаре хотел стереть (см.: Ин. 12:10).
Не будем же ждать конца света, но будем верить, что «живущий и верующий во Христа, не умрёт вовек» (Ин. 11:25-26).
Вера во Христа – Сына Божия даёт надежду на жизнь, вера во Христа избавляет от суда, вера во Христа делает нас причастниками славы Божией (см.: Ин. 11:40)!