В воскресенье третьей недели Великого Поста на всенощном бдении, после Великого славословия, в центр храма торжественно выносится Святой Животворящий Крест Господень — в напоминание нам о приближающейся Страстной Седмице и Пасхе Христовой. После этого священник и прихожане храма совершают перед крестом три поклона.
Святой Крест остаётся для поклонения в течение недели до пятницы, когда он перед Литургией вносится обратно в алтарь. Поэтому третье воскресенье и четвёртая седмица Великого поста называются «крестопоклонными». Начало традиции поклонения Кресту Господню было положено во времена первых христиан.
- "Радуйся Живоносный Кресте"
«Крест – хранитель всей вселенной, крест – красота церкви, крест – царей держава, крест – укрепление верующих, крест – ангелов слава и демонов язва». Так объясняет одно из церковных песнопений значение креста для всего мира. «Тростию креста, обмакнув её в красные чернила Твоей крови, Ты, Господи, по-царски подписал нам прощение грехов» – говорится в одной из стихир праздника.
Крест выносится верующим для того, чтобы напоминанием о страданиях и смерти Господней воодушевить и укрепить постящихся к продолжению подвига поста. При поклонении Кресту Церковь поёт: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим». Это песнопение поётся и на Литургии вместо Трисвятого.- "Кресту Твоему покланяемся"Это поклонение совершается на полпути между началом Поста и Страстной седмицей. О чём говорит нам этот Крест?
Весь этот период времени говорит нам о том, как Божественная благодать, Божественная любовь, Божественная сила может претворить каждого из нас, освятить каждого из нас, каждому дать новую жизнь, вечную жизнь, как это случилось с тысячами и тысячами, миллионами людей до нас, святыми прославленными и святыми нам неизвестными. Крест говорит нам теперь о безмерной, об изумительной любви Божией.
Ведь Бог стал человеком и принял на Себя смерть по любви к нам, чтобы Его смертью мы были спасены от отчаяния греха и от отчаяния смерти. Он всё человеческое взял на Себя, кроме греха, и всё понёс на хрупких и могучих Своих человеческих плечах. Крест нам говорит о том, что мы Богом так любимы, что Господь готов умереть, только бы мы жили, только бы мы ожили от смерти греховной. - "Тропарь Кресту"Будучи так любимыми, разве мы не можем в эти дни Поста, весны духовной, действительно радоваться и ликовать? Можем! Крест нам явлен сейчас как надежда, как уверенность в Божией любви и в Его победе, как уверенность в том, что мы так любимы, что всё возможно, что мы можем надеяться на всё. Как это дивно: знать, что мы Богу так дороги!
Как путник, уставший от долгой дороги, отдыхает под раскидистым деревом, так и православные христиане, совершая духовное путешествие в Небесный Иерусалим – к Пасхе Господней, находят в середине пути "Древо крестное", чтобы под его сенью набраться сил для дальнейшего пути. Или как перед приходом царя, возвращающегося с победой, вначале шествуют его знамёна и скипетры, так и Крест Господень предваряет Христову победу над смертью - Светлое Воскресение. - "Кондак Кресту"Вот о чём нам говорит Крест, вот почему мы можем сегодня поклоняться этому Кресту на полпути к Пасхе не с израненной душой, не с ужасом, а с такой светлой надеждой.
Но, вместе с этим, мы должны оставшиеся недели Поста провести вдумчиво, пересмотреть всю свою жизнь ещё раз, новый суд произнести над всеми ценностями нашими, над всеми наши оценками, и вступить в евангельский путь. Чтобы, когда мы станем в Страстные дни перед ужасом крестных Страстей, мы могли вместе со Христом пройти этот путь, а не быть только зрителями, охваченными ужасом, и могли быть с Ним в ликовании победы и в радости поклонения такой непостижимой Божественной любви.
Аминь!
(В материале использованы песнопения хоров Православного Братства во имя Архистратига Михаила и Свято-Троицкой Сергиевой Лавры)