Главная » 2024»Август»14 » 14 августа - Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня
05:17
14 августа - Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня
В греческом часослове 1897 года так объясняется происхождение этого праздника: "По причине болезней, весьма часто бывавших в августе, издревле утвердился в Константинополе обычай износить Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и в отвращение болезней. Накануне (31 июля по стар. ст.), износя его из царской сокровищницы, полагали на святой трапезе Великой церкви (в честь Святой Софии – Премудрости Божией). С настоящего дня и далее до Успения Пресвятой Богородицы, творя литии по всему городу, предлагали его потом народу для поклонения. Это и есть предъисхождение Честного Креста". В Русской Церкви это празднество соединилось с воспоминанием Крещения Руси 1 августа 988 года. В "Сказании действенных чинов святыя соборныя и апостольския великия церкви Успения", составленном в 1627 году по повелению Патриарха Московского и всея Руси Филарета, даётся такое объяснение праздника 1 августа: "А на происхождение в день Честного Креста бывает ход освящения ради водного и просвещения ради людского, по всем градам и весем". Известие о дне Крещения Руси сохранилось в хронографах ХVI века: "Крестися князь великий Владимир Киевский и вся Русь августа 1". По принятому ныне в Русской Церкви чину малое освящение воды 14 августа совершается до или после литургии.
К этому времени поспевает мёд нового сбора, и вместе с освящением воды совершается освящение мёда. С этого дня благословляется вкушение его нового сбора. Воспринимая мёд, как дар Божий, принято приносить его для освящения в храм, благодаря Бога и вкушая мёд уже не просто как лакомство, а как явственное, ощутимое воплощение Божьей благодати, милости к нам, достойным «всякого осуждения и муки». В этот же день по давней традиции совершается малое освящение воды, лекарственных трав и мака.
После освящения мёда в этот день угощали им всех желающих и в первую очередь раздавали мёд бедным.
Тем не менее, нужно помнить, что освящение мёда в этот день — это всего лишь благочестивая традиция. Подобные традиции (как, например, освящение яблок на праздник Преображения Господня) вполне естественны для сознания православного человека. Земля и всё живущее на ней производят плоды по промыслу Божию, а человек, принимающий участие в производстве этих плодов, в знак благодарения Богу за помощь в этом деле приносил первые выращенные плоды в храм.
Поэтому сама по себе традиция освящения мёда в этот день никак не связана с празднуемым в этот день православным праздником. И, конечно же, эта благочестивая традиция не должна собой затмевать тот праздник, который отмечается православной Церковью в этот день.
Так же следует отметить, что, вопреки сложившейся традиции, Церковь не благословляет называть этот праздник "Медовым Спасом", равно как и не допустимо упоминание другого праздника - "Яблочный Спас", - задумайтесь (!), - как может наш Спаситель (сокр. устар. - Спас) быть медовым или яблочным??? Употребляя подобные названия мы тем самым согрешаем, проявляя неуважение к Господу и Спасителю нашему Иисусу Христу. Мы умаляем достоинство праздника, придаём ему языческий, обрядовый смысл. Это всего лишь проявление т. н. "народного православия", не имеющего ничего общего с Православной Верой и здравым смыслом.