Богоявленский храм с. Селезни

Пятница, 27.12.2024, 02:30

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | | Регистрация | Вход

Главная » 2024 » Апрель » 21 » Таинство пустыни. Читая житие преподобной Марии Египетской
23:06
Таинство пустыни. Читая житие преподобной Марии Египетской


Житие преподобной Марии Египетской – одно из аскетических сокровищ Православной Церкви, помогающее понять замысел Божий о спасении. Как и всё вневременное, житие египетской пустынницы в подлинном смысле современно: всякая живая душа опознаёт в опыте Марии свой опыт, житием преподобной обличается и житием преподобной врачуется.

Согласно библейскому словарю, верить означает не только и не столько быть уверенным, сколько доверять. Быть готовым идти за Тем, Кого любишь, с закрытыми глазами. Туда, куда Он Сам поведёт. В пустыню. Так Авраам ушёл из дома, чтобы познать Истину, принося в жертву собственного сына. Так Иов был введён в пустыню абсолютной потери и говорил с Непостижимым Богом лицом к Лицу. Так израильтяне поверили Господу и обрели себя в рискованном странствии к недостижимой Земле Обетованной.

Пустыня – место доверия, а не уверенности. Здесь нет гарантий. Сколько израильтян, последовавших за Моисеем, увидели земной рай? Вера – это неуют, боль, свет и радость. Верить – означает ходить по воде.

***
Почему Господь таким неожиданным образом призвал Марию к покаянию? Означает ли это, что на земле есть особые избранники неба, которым уготованы пути спасения и освящения, и если ты не принадлежишь к их числу, то и не стоит бежать из рабства?

Допуская, что Творец изначально разделил Своих детей (не просто творения, но детей) на любимых и нелюбимых, человек превращает себя в марионетку, а Евангелием обещанный Страшный суд отменяется. Самое простое оправдание грешника – «я не был избран для спасения, Ты не дал мне возможности подняться с колен, как же теперь я смогу беседовать с ангелами?»

Фатализм утверждает: Господь дал Марии силы, поэтому блудница превратилась в ангела. Вначале благодать. Затем труды. Мы думаем иначе. На земле время движется от прошлого к будущему, но на небе нет ни прошлого, ни будущего. Поэтому Господь даёт особую благодать тому, о ком Он по Своему предвидению знает как о труженике духа. Вначале труды, затем благодать. Парадокс обратного времени.

Так прозорливый учитель музыки, знающий о том, как будут использовать его уроки ученики, уделял бы больше внимания тому, кто по-настоящему посвятил себя любимому делу и в будущем не откажется от «служения музам».

Вначале (если так можно говорить) Господь видел Марию, которая 17 лет ангелотворилась в пустыне, и только потом блудницу. Вначале Господь видел мученичество Марии в пустыне, её абсолютную преданность открывшейся Истине. И только поэтому ей дана такая благодать.

Если человек готов, как Мария, изнывать от жары, умирать от холода, морить тело голодом, сражаться в полном окружении со своими страстями, Господь откроет ему Свою любовь, силу и славу.

***

Слово «грех» в переводе с греческого означает «попадание мимо цели», «промах». Человек грешный – это существо, направляющее Богом дарованные силы души не по назначению. Так рассудительность, не попавшая в цель, становится осуждением, чувство собственного достоинства – гордыней, эмоциональность – гневом.

Преподобная Мария получила от Господа дар пламенной, неутолимой любви и вместо того, чтобы отдать сердце Своему Творцу и Его творениям, направила всю силу Божественного эроса на себя. Но талант, обращенный исключительно на своё Я, не просто обедняет человека – он лишает ума.

«Весь вне себя быв», – говорит церковное песнопение ещё об одном одаренном эгоисте – блудном сыне.

Когда Мария находит себя в Иерусалиме, любовь возвращается в естественное русло. Ради любви ко Господу пустынница, нечеловечески грешившая, принимает подвиг нечеловеческой аскезы и целых 17 лет борется с холодом и зноем, голодом и демоническими помыслами.

Не знаю, как вы, но я верю в искренность первого покаяния Марии: думаю, она могла бы изменить свою жизнь, выйти замуж, родить детей и превратиться в примерную христианку. Но почему Господь, Которому она верит, ведёт её в пустыню? Разве недостаточно её слез? Разве Господь не может простить сразу? Может. О том же спросили авву Сисоя: «Если падёт брат, довольно ли ему для покаяния одного года?» – Он отвечал: «Жестоко слово сие!»

«Довольно ли шести месяцев?» – сказали они. «Много», – отвечал старец. Еще спросили: «Довольно ли сорока дней?» «И это много», – отвечал он. «Сколько же? – говорят они. – Если падёт брат и вскоре будет совершаема вечеря любви, может ли он прийти на вечерю?» «Нет, – отвечал им старец, – он должен несколько дней провести в покаянии. И я верую, что если таковой покается от всей души, то Бог и в три дня примет его» (Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов). Житие подчёркивает: покаяние есть событие онтологии, а не этики. Кающийся искуплён, теперь он нуждается в исцелении природы и освящении.

Как часто новообращённый сектант доволен тем, что бросил блудить или пить. Для православного это только начало, первая ступень. Далее благодать позволяет увидеть собственное несовершенство. Человек вступает в смертный бой с самим собой, обнаруживая всё новые и новые страсти.

Так, в полутёмной комнате всё кажется чистым, но появление света меняет картину: теперь хозяйка замечает каждую пылинку. Если бы сектанты знали Бога и имели подлинный опыт благодати, то никогда не останавливались бы на пути покаяния.

Ещё одна аналогия: собственное несовершенство отчётливо видно при приближении к центру. Первый музыкант Донецка занимает третье место в Киеве, пятое в Москве и седьмое в Париже. Почему женщина, имеющая столь многочисленные свидетельства своего прощения Богом (она ходит по воде, наделена даром прозорливости и т. д.), искренне считает себя последней грешницей? Потому что она приблизилась к Центру, озарилась неизреченным светом.

***

Преподобная уходит из мира и там, в пустыне, вдали от шумных городов и уединённых монастырей, впервые обретает связь с другими людьми. «Что происходит с империей?» – спрашивает пустынница у аввы Зосимы. Еще 17 лет назад её не интересовало ничего, кроме своего тела. Теперь Мария знает, что есть другие.

***

Покаяние есть событие онтологии, а не этики. Поэтому в таинстве прощения греха преображается не только душа, но и тело.

Из Жития преподобного Амвросия Оптинского:

Вот воспоминания одной монахини, духовной дочери отца Амвросия, как однажды она исповедовалась в келье старца: “В келье его горели лампадки и маленькая восковая свечка на столике. Читать мне по записке было темно и некогда. Я сказала, что припомнила, и то спеша, а затем прибавила: ‘Батюшка, что сказать вам ещё? В чём каяться? Забыла’. Старец упрекнул меня в этом. Но вдруг он встал с постели, на которой лежал. Сделав два шага, он очутился на середине своей кельи.

Я невольно на коленях повернулась за ним. Старец выпрямился во весь свой рост, поднял голову и воздел руки кверху, как бы в молитвенном положении. Мне представилось в это время, что стопы его отделились от пола. Я смотрела на освещённую его голову и лицо. Помню, что потолка в келье как будто не было, он разошёлся, а голова старца как бы ушла вверх. Это мне ясно представилось. Через минуту батюшка наклонился надо мной, изумлённой виденным, и, перекрестив меня, сказал следующие слова: ‘Помни, вот до чего может довести покаяние. Ступай’. Я вышла от него, шатаясь, и всю ночь проплакала о своем неразумии и нерадении. Утром нам подали лошадей, и мы уехали. При жизни старца я никому не могла рассказать этого. Он мне раз и навсегда запретил говорить о подобных случаях, сказав с угрозой: «А то лишишься моей помощи и благодати».


Кающаяся грешница не только обретает дар прозорливости, но и ходит по воде.

Верить – означает ходить по воде.


Чтец Дмитрий Трибушный
15 апреля 2016 г.


 
Просмотров: 5952 | Добавил: Администратор | Теги: Мария Египетская
Всего комментариев: 0

Поиск

Календарь

«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Азбука Веры

Библия

Радио "Вера"

Радио Вера

Радио "Радонеж"

Радио Радонеж

Радио"Воскресение"

Радио Воскресение
Слушать радио

Икона дня


Праздник дня

Наша погода

Яндекс.Погода

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0