Сайт Храма Богоявления

Среда, 12.12.2018, 17:50

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Регистрация | Вход

Главная » 2018 » Февраль » 18 » Великий пост. Размышления мирянина
23:06
Великий пост. Размышления мирянина

Наступила самая благодатная пора года – Великий пост. Время, в которое мы, если немного постараемся, станем способны внимательнее себя разглядеть в подобии некоторой тишины и это заново в себе увиденное хотя бы и не в должной мере изменить и привести в более приглядный вид.

Предваряя многочисленные грядущие рассказы о постных яствах, о непоедании людей и временах особых, делающих излишним наше возможное поприще, постараюсь с помощью Божией донести до вас, братья и сёстры, некоторые свои рассуждения и малый опыт.


Необходимое средство


«В пост можно есть что угодно, главное – не есть людей!»; «Пост не цель, не стоит фарисействовать!»

Такие слова мы слышим по меньшей мере четыре раза в год – и от тех, кто никогда и в храм не наведывался, и от воцерковлённых знакомых, и даже, случается, от священства. Что на это ответить, и как к таким словам относиться?

Ну, во-первых, следует согласиться с тем, что пост – это, и правда, не цель, а средство для достижения цели. Эту вторую часть утверждения отчего-то многие забывают присовокупить. Пост сам по себе нас к Богу не приближает, а иногда может и отдалять. Потому очень важно понимать ту цель, ради которой ты начал поститься. Но, определившись с целью, надо наметить и дорогу к ней. А начало этой дорожке как раз и будет… пост. Не вступишь в поприще – считай, и не начал движение к цели.

Средство-то он средство, но и даже как в таковом в посте есть и духовное содержание.

В первую очередь это послушание Церкви. Без послушания вообще практически никакое старание не случается добрым, а уж как без оного в таком деле? Осознавая себя членами Христовой Церкви, мы как бы говорим:

– Не знаю, нужно это мне или так бы обошёлся, но раз Господь основал Церковь и если Церковь мне говорит о необходимости поста, то хотя бы и сам я не полагал пост за необходимость, но окажу послушание.

Соблюдая пост, мы оказываем послушание Церкви – и растождествляем себя с Адамом, ослушавшимся Бога

Во вторую очередь, оказывая послушание Церкви, мы растождествляем себя с Адамом, ослушавшимся Бога и пренебрегшим Его заповедью:

«И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрёшь» (Быт. 2: 16–17).

Не вовсе с Адамом (да не будет!), а с тем Адамом, когда он оказал непослушание.

В богослужении всенощной в стихирах на стиховне слышим: «Изгнан бысть Адам из рая снедию». И хотя бы и не в пище содержалась причина изгнания, но через неё оно произошло, потому и запрещаем себе в пост некоторую пищу – как символ того, что снедь не довлеет над нами.

Так что, братья и сёстры, пост, конечно, средство, однако не без духовного смысла это средство. И это важно.


Две опасные крайности


Лукавый не может спокойно смотреть на то, как рушится его дело, и человека, вступившего таки на подвиг, старается вывести из равновесия, чтобы подвиг обесценить, а если получится, то и во вред обратить. И смотря по тому, каково наше внутреннее состояние, он пытается нас склонить в одну или иную пагубную крайность.

Первая из них – это магическое отношение к посту. Пост становится некоторым «кодом», который, если его по какой-то случайности или недогляду нарушить, всё дело сотворит пропавшим и обратит в прах. Человек, который на подобную уловку поддался, будет в панике, если узнает, что случайно съел сухарик или печенье, в котором, согласно надписи на упаковке, могли присутствовать «следы молочных продуктов или яичного порошка». А отведать что-то не постное ради того, чтобы не обидеть невоцерковлённого пожилого родственника, становится для него просто невозможным. И даже исповедовав этот свой тягчайший грех и получив разрешение от священника, он всё равно будет сокрушаться, что в этот раз пост прошёл без пользы, так как с ним произошла подобная оказия.

Подумал: «Как хочется квашеной капустки!» – всё, сегодня для тебя квашеная капуста уже блюдо не постное

Разумеется, это называется просто: магия обыкновенная. Бороться с ней надо в себе с гневом и гнать как можно дальше.

Вторую крайность нам приготовляют всевозможные православные и околоправославные ресурсы, которые щедро публикуют изысканные рецепты постных блюд, от которых и в обычные дни слюни текут.

И начинает подобный «постник» запасаться постными майонезом, сыром, мясом и прочими формально постными продуктами, чтобы потешить беса гортанного и чревного.

Кстати, первый и второй случай могут сочетаться в одном человеке!

Смысла, разумеется, в подобном посте нет. Помните же, что пост – это средство, начало дороги, которое ведёт к цели. А куда ведёт дорога, начинающаяся с услаждения себя вкусом и красивыми для глаз блюдами? Явно, что не в нужном направлении…

Иногда, помню, едешь постом с работы домой и, минуя какой-нибудь магазин, вдруг ловишь себя на мысли: «Надо обязательно остановиться! Так хочется квашеной капустки с лучком! А дома-то нет, закончилась…» В подобных случаях надо чётко понимать, что сегодня для тебя квашеная капуста, да ещё с луком – блюдо уже не постное. Для всех, кто не испытывает сильного желания к нему, оно постное, а для тебя – нет.

Это очень важно осознавать: то, что я очень хочу в пост, хотя бы и постное, – сегодня для тебя скоромное. Ведь в пост нам надо, коли мы о пище говорим, насытиться, а не гурманствовать.


Присовокупить к правилу


Покуда мы говорили о снеди, но надо бы немного и о молитве сказать.

Мы нередко читаем и слышим в проповедях о том, что время Великого поста – это время усиленной молитвы. А что такое усиленная молитва? Тут не обойтись без рассуждения.

Мы все люди разные, силы у нас разные, устроение тоже не одинаковое. И опыт разнится. Что для одного смерть, для другого – как семечки погрызть. Потому нет большего худа, чем друг другу без рассуждения советовать свои собственные подвиги повторять. Хорошо, если это просто окажется бесполезным и не причинит обоим большого вреда.

Если человек вовсе никогда или почти никогда не утруждал себя чтением утреннего и вечернего правил, то стоит ли ему сразу рекомендовать в качестве молитвенного правила на пост читать в день треть Псалтыри? Полагаю, что нет. Для такого человека, мне думается, разумным и полезным было бы понудить себя ежедневно утром и вечером читать хотя бы краткое правило преподобного Серафима Саровского. И каждый человек – это почти уникальный случай, потому не о самом правиле (которое для каждого разное полезно) хотелось бы сказать, а о том, что значит усиленная молитва.

Приди на Покаянный канон преподобного Андрея Критского – лучшего начала посту и не придумать

Первые дни в храмах читают Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского. Лучшего начала посту и придумать невозможно – как же всё в Церкви премудро устроено! И эти четыре драгоценные службы постараться посетить надо всем. Они и тон задают всему посту. Вот ведь как получается: редко когда мы в году в будние дни посещаем богослужение. Ну, если только праздник какой выпадает да ещё Великой седмицей. А тут мы идём почти все. Вот и первое мы вынесли из этого: постом надо выкроить дополнительно к обычному время для молитвы.

Теперь важно, как и чем это дополнительное время заполнить, на какой труд себя подвигнуть. Это может быть многое что: и поклоны, и дополнительные молитвы к правилу или дополнительные главы Евангелия, лишняя кафизма, канон. Но это должно быть что-то не то, что для нас является повседневным правилом, а нечто сверх правила. Важно что-то присовокупить – вот это и будет усиленная молитва, подвиг на время поста.

Конечно же, стоит взять на это благословение у духовника. Но если такового нет, то можно ведь и у любого священника спросить, верно? Но и прежде, чем спрашивать, или (если особые какие обстоятельства) если спросить не у кого, надо помнить, что те гантельки, что мы собираемся потягать, должны нас укреплять, а не травмировать. Да, читая в патериках, в житиях о подвигах святых, мы восхищаемся их аскезе и молитвенному деланию, но сомневаюсь, чтобы кто, приходя в спортивный зал, мчался к помосту тягать 200-килограммовую штангу. Вес надо выбирать по силам, чтобы и усталость была, но и дабы не случилось растяжений и разрывов. И оптимально – с тренером.

Мы говорили о молитве в основном, но это не обязательно только молитва. И милостыня в большем объёме (если не все сэкономленные на питании средства откладывать на летний отдых, а только часть), и какая-то деятельная помощь родственникам, соседям, нуждающимся…

Главное – чтобы это было что-то сверх обычного.


Пост – это война


Надо понять, что поприще поста – это как военные действия, где с одной стороны – мы, стремящиеся духу подчинить плоть, а с другой – гнездящиеся в нас страсти. А на войне в зависимости от обстоятельств иногда требуется решительный штурм, иной раз – осада, а бывает, что для достижения общей победы где-то разумнее и отступить на время. И для благополучного ведения сражений нам потребуется вооружиться рассуждением.

Страсть осуждения одолевает сегодня каждого. Вот и ополчимся в пост против этой страсти

Святитель Иоанн Златоуст предлагал на время поста вооружиться против какой-нибудь одной своей страсти, какого-то одного греха особо тщательно.

У каждого из нас есть на что вооружиться. И есть одна страсть, которая одолевает сегодня практически каждого, – страсть осуждения.

Отчего бы нам не постараться ополчиться против этой страсти? Не клевать друг друга. Хотя бы не клевать сильно… Напротив, увидев что-то (реальное или мнимое), что нам представилось чем-то не тем, чем надо, не вонзать свои когти в жертву и не требовать тотчас же к ней самого страшного суда и анафемы, а постараться найти слова оправдания и несколько причин для смягчения приговора, как бы оказывая некоторую милость, памятуя, что и сами судимы будем равно нашему собственному суду.

Сейчас несложно осуждать – всегда найдутся подсказчики, подглядыватели, науськиватели, провокаторы… Да и вполне ныне безопасное это дело: намеченная жертва не в той же комнате и не даст сдачи за наше свинство. Не вызовет на поединок. Да часто и не будет оправдываться, потому что, в отличие от нас, обладает смирением.


Постараться полюбить врага своего


Кстати, пару слов о врагах. Мы все знаем, что Господь призывал нас любить врагов. Но что сие означает, мы часто не задумываемся. Не понимаем: как это так – любить врага? Что же, я должен лобызаться с ним, когда я и видеть его не могу, и слышать не желаю?

Но любить врага вовсе не означает, что ты должен быть к нему привязан, как к другу. Тут о разной любви говорится. Вот охраняешь ты пленного врага своего, а подвода с провизией медлит и не приезжает. А кушать хочется. И ему тоже. Ну и отрежь ему от своей буханки. Сколько? Да сколько по силам. Святой, наверное, все отдал бы. А ты – по силам, кусок. Вот и будет любовь ко врагу.

Да и с домашними нашими то же самое выходит: любить – это не только цветы с объятиями дарить. Это понуждение на что-то высшее, понукание себя к жертве. Хотя бы и так: любишь жену? – помой посуду!

Но мы отвлеклись…

Гораздо сложнее ныне оправдывать. Потому что это не быть в тренде, как ныне водится говорить. Тут недолго и тех, кто ранее тебя поддерживал и разделял твои взгляды, настроить против себя. Но если подобное и произойдет, уже польза. Не быть с осуждающими других и не участвовать в вынесении скорого и жестокого приговора – значит, не быть соучастником совета беззаконного. По нашим временам уже почти подвиг. И, быть может, Господь призрит на наши попытки и вознаградит нас в славный и светлый праздник Воскресения.


Дмитрий Филин

16 февраля 2018 г.

Просмотров: 223 | Добавил: Администратор
Всего комментариев: 0

Поиск

Календарь

«  Февраль 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728

Библия на сайте

Библия

Радио "Вера"

Радио Вера

Радио "Радонеж"

Радио Радонеж

Икона дня


Праздник дня

Облако тегов

Телеканал "Спас"

Наша погода

Яндекс.Погода

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Русфонд