Главная » 2024»Март»5 » 9 марта - Вселенская родительская мясопустная суббота
11:08
9 марта - Вселенская родительская мясопустная суббота
В православном календаре есть особые дни для всецерковного поминовения усопших. Эти дни называются родительскими субботами, они были установлены в первом тысячелетии. В году несколько родительских суббот: субботы перед Мясопустной неделей и перед праздником Троицы (Пятидесятницы) — их называют Вселенскими родительскими субботами.
Посвящая Неделю мясопустную преднапоминанию последнего Страшного суда Христова, Церковь, ввиду этого суда, установила ходатайствовать не только за живых членов, но и за всех, от века умерших, во благочестии поживших, всех родов, званий и состояний, особенно же за скончавшихся внезапной смертью.
Святые отцы узаконили совершать поминовениео всех умерших по следующей причине. Многие весьма нередко умирают неестественной смертью, например: во время странствования по морям, в непроходимых горах, в ущельях и пропастях; случается, гибнут от голода, на пожарах, на войне, замерзают. И кто перечтёт (перечислит) все роды и виды нечаянной и никем не ожидаемой смерти? И все таковые лишаются узаконенного псалмопения и заупокойных молитв.
Вот почему святые отцы, движимые человеколюбием, установили, основываясь на учении апостольском, совершать это общее, вселенское поминовение, чтобы никто, — когда бы, где бы и как бы ни окончил земную жизнь, — не лишился молитв Церкви".
Торжественное всецерковное поминовение усопших в эту субботу (а также в Троицкую субботу) приносит великую пользу и помощь умершим отцам и братиям нашим и вместе с тем служит выражением полноты церковной жизни, которой мы живём.
Святитель Феофан Затворник. О загробной доле умерших
"Что делается с усопшими? Тело возвращается в землю, а душа получает от Господа особое некое место по своему устроению, где и пребывает до окончания века, в чаяния радостном или в нечаянии ужасательном. То - закрытая для нас страна. Что там, с точностию не определено... Тамошнее состояние вполнесоответствует тому, как настроит себя человек здесь, на земле. Как настроить - широко разъяснено в Евангелиях и Посланиях. Это и есть теперь для нас главное. Как цель не на земле, а в другом образе бытия, то разумно всю заботу обращать на то, чтобы добре приготовиться туда. Не приготовимся... - всё пропало".
"Спрашиваете, почему мы поминаем усопших? Потому что так заповедано нам делать. А что заповедано - видно из того, что в Церкви Божией не было времени, когда бы не творилось это поминовение. Значит, это идёт от апостолов и Самого Господа. Как о живых молимся мы,не различая, идёт ли кто путём праведным или другим, так молимся и об отшедших, не доискиваясь, причислены ли они к праведным или к грешным. Это долг любви братской. Пока последним судом не разделены верующие, все они - и живые и умершие - единую Церковь составляют. И все мы взаимно друг к другу должны относиться как члены одного тела в духе доброхотства и любительного общения - и живые, и умершие..."
"Участь отшедших не считается решённою до всеобщего суда. Дотоле мы никого не можем считать осуждённым окончательно, и на сём основании молимся, утверждаясь надеждою на милосердие Божие. Мы не можем не поминать родителей, братьев, сестёр и знакомых. Мы, христиане, не к безвестному течём. Почему, если не тяготят кого смертные грехи, несомненно веруем, что двери Царствия отверсты ему. Если же к этому присоединить и кое-какое добро и кое-какие жертвы Господа ради, то тем более сомнение не должно оставаться о блаженстве участи отходящих".
"Храните память Божию и память смертную. От них страх Божий будет в силе. От страха - внимание к себе и всем делам своим, мыслям и чувствам. От сего - трезвенная благоговейная жизнь. От сей - страстей подавление. От сего - чистота. От чистоты - с Богом пребывание, не мыслями только, но и чувствами".