«Бог же не есть Бог мёртвых, но живых, ибо у Него все живы» (Лк. 20:38)
«Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрёт, оживёт. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрёт вовек» (Ин.11:25-26)
Для христианина смерти, как исчезновения, или прекращения существования, нет. Смерть не тупик, смерть — это дверь. Смерть — это лишь завершение земного пути, прекращение страданий. В Священном Писании смерть представляется как разлучение души от тела. Можно быть мёртвым по своим грехам, ещё живя на земле, и быть непричастным смерти, лёжа в могиле. Смерть — это отделённость человека от жизни, то есть от Бога. Господь — единственный Податель жизни и Сама Жизнь.
У христианина есть три дня рождения: физическое, духовное (в крещении) и день смерти (рождение в вечность). Поэтому Церковь не разделяет своих членов на живых и мёртвых, у Христа все живы. По учению Церкви все верующие в Господа Иисуса Христа не умирают, но живут вечно, бессмертны по духу и совершенно обновятся, когда Господь воздвигнет тела их в своё Второе Славное Пришествие.
Почему мы поминаем усопших
Любовь к умершим родственникам возлагает на нас, ныне здравствующих, святую обязанность — молиться о спасении их душ. Пока человек жив, он способен каяться в грехах и творить добро. Но после смерти эта возможность исчезает, остаётся лишь надежда на молитвы живых. Молясь об усопших родственниках, мы доставляем им единственное благо, которого жаждут их души, — помилование от Господа. Умирающие православные христиане не перестают быть членами Церкви, сохраняя молитвенное общение со всеми остальными её чадами.
После смерти тела и частного суда душа находится в преддверии вечного блаженства или вечных мук. Это зависит от того, как была прожита краткая земная жизнь. Но многое зависит и от молитвы за умершего. Жития святых угодников Божиих содержат множество примеров того, как по молитве праведников облегчалась посмертная участь грешников — вплоть до их полного оправдания.
Дни особого поминовения усопших
Помимо домашних поминовений усопших, Святая Церковь установила общие поминовения. Дни особого общего поминовения называются родительскими субботами. В эти дни поминаются все от века умершие христиане. Почему именно в субботы, а не в другие дни, полагается моление об упокоении душ? Потому что день субботы, как день покоя, по своему значению есть наиболее примечательный для моления — упокоить умерших со святыми. А родительскими они называются потому, что каждый человек поминает, прежде всего, самых близких людей — своих родителей, это:
-
Мясопустная вселенская родительская суббота;
-
Родительские субботы 2-й, 3-й и 4-й недели Великого Поста;
-
Радоница;
-
9 мая;
-
Троицкая вселенская родительская суббота;
- Димитриевская родительская суббота.
Скачать статью
|