Почитание икон часто вызывает недоумения. Для сектантов это обвинение уже успело стать классическим, что является хорошим показателем того, что большинство из них не вслушиваются в ответы, которые им даны. Итак, в Ветхом Завете есть заповедь: "Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им" (Исх. 20:4-5). В чём смысл этой заповеди? В том, что существует только Один Бог и нельзя обожествлять сотворенные предметы, как поступали язычники, считая их "богами". Поэтому проблема не в наличии изображения, а в отношении к нему.
Изображения, созданные по повелению Бога, присутствовали и в ветхозаветной Церкви, например, в Ковчеге Завета: "…и будут херувимы с распростертыми вверх крыльями, покрывая крыльями своими крышку, а лицами своими [будут] друг к другу: к крышке будут лица херувимов" (Исх. 25:20), а также в Иерусалимском храме: "От верха дверей как внутри храма, так и снаружи, и по всей стене кругом, внутри и снаружи, были резные изображения, сделаны были херувимы и пальмы: пальма между двумя херувимами, и у каждого херувима два лица. С одной стороны к пальме обращено лицо человеческое, а с другой стороны к пальме - лице львиное; так сделано во всём храме кругом" (Иез. 41:17-19), "И изваял он на дощечках её рукоятки и на стенках её херувимов, львов и пальмы, сколько где позволяло место, и вокруг развесистые венки" (3 Цар. 7:36). Как видим, изображения, и даже изображение человеческого лица, не считалось богохульством. И наличие второй заповеди Десятисловия не мешало созданию в храме изображений, ибо Сам Господь его освящает: "И сказал ему Господь: Я услышал молитву твою и прошение твоё, о чём ты просил Меня. Я освятил сей храм, который ты построил, чтобы пребывать имени Моему там вовек; и будут очи Мои и сердце Мое там во все дни" (3 Цар. 9:1-3). И перед ковчегом, и в храме совершалось богослужение: "Давид оставил там, пред ковчегом завета Господня, Асафа и братьев его, чтоб они служили пред ковчегом постоянно, каждый день" (1 Пар. 16:37).Каждая икона есть образ, но у каждой из них есть первообраз. Православный христианин через икону чтит первообраз, так как "честь, воздаваемая образу, восходит к первообразу, и поклоняющийся иконе поклоняется ипостаси изображенного на ней". Воплощение Бога на Земле утверждает возможность Его изображения во плоти: "Видевший Меня видел Отца" (Ин. 14:9). А раз видел, значит, может описать. Иконопочитание выражает небесную реальность в материи. Священное Предание рассказывает, что некогда в городе Эдессе жил царь Авгарь, который хотел иметь изображение Иисуса Христа. Он послал к Спасителю художника, чтобы тот написал Его портрет, но все попытки изобразить Спасителя не увенчались успехом. Тогда Господь Сам приложил иматий к Своему Лицу и на нём отобразился Его Лик. Это изображение Он отправил царю Авгарю.
Ни один христианин не считает икону Богом, как не считает, что его спасает икона. Икона помогает восходить умом к Богу, но не заменяет Его. Поэтому обвинение православных христиан в идолопоклонстве на основании почитания ими икон безосновательно.