Святые отцы учат, что чтению Библии должна предшествовать молитва — концентрация духовных и умственных сил для того, чтобы «остыть» от горячки повседневной жизни, освободиться из плена эмоций, страстей, переживаний. «Чтение твоё да будет в не возмущаемой ничем тишине», — внушает преподобный Исаак Сирин.
Древние монахи читали Писание понемногу, вслух, стараясь максимальным образом сосредоточиться на смысле библейского текста. В египетских монастырях IV века монахи заучивали библейские тексты наизусть, постоянно повторяя их про себя в течение всего дня. А великий русский святой XIX века преподобный Серафим Саровский говорил, что ум христианина должен «плавать» в словах Писания.
Евангелие следует читать ежедневно. Святые так часто и много читали Святое Евангелие, что некоторые из них (например, прп. Пахомий Великий и многие из его учеников) знали его наизусть.
Читая Библию, нужно с готовностью воспринимать её не только разумом, но и сердцем. Читать Библию следует неспешно. Не нужно поглощать главу за главой, прочитывая по нескольку страниц без остановки. «Когда читаешь Божественное Писание, не то имей в виду, чтобы только прочитать лист за листом, — говорит преподобный Никодим Святогорец. — Но с размышлением вникай в каждое слово».
Очень важно замечать в Священном Писании непонятные слова, записывать новые для нас выражения, с тем чтобы впоследствии, обратившись к толкованию или с помощью просвещённого человека, найти ответ на возникший при чтении Слова Божия вопрос.
Читая Библию, мы входим в общение с Богом, узнаём Его, устанавливаем личную связь с Творцом. Поэтому чтение Библии является не только рациональным, но и глубоко духовным деланием.
В зависимости от уровня знаний, образования, жизненного опыта у человека складывается своё восприятие и понимание библейского текста. В этом сокрыта некоторая опасность. С одной стороны, индивидуальная работа со Словом Божиим возгревает в нас религиозное чувство, укрепляет нашу веру. Но, с другой стороны, изучая Библию самостоятельно, по незнанию, отсутствию опыта и соответствующего образования можем прийти к неправильным выводам.
В связи с этим возникает вопрос: а существует ли безошибочный критерий для правильного понимания Священного Писания? Церковь утверждает: поскольку Библия есть книга народа Божия — Церкви, то общецерковное понимание и содержит в себе тот критерий, сверяясь с которым, можно избежать ошибок.
Почему же общецерковное понимание Библии безошибочно, а индивидуальное может обернуться заблуждением? Библия есть Богодухновенная книга, написанная по Божественному внушению, и, чтобы проникнуть в суть Божия Послания к миру и человеку, нужно иметь Духа Святого в своём сердце.
Люди находятся на разном расстоянии от Бога. Один стоит ближе, другой — дальше. Один имеет великие дары Духа Святого, а другой этих даров не имеет. Но известно: в Церкви как общине веры живёт и действует тот же Божественный Дух, Который внушал древним библейским авторам Богодухновенные тексты. И потому Церковь, имея в себе дары этого Духа, способна безошибочно постигать Слово Божие.
Это всесовершенное толкование Священного Писания содержится, конечно, не в индивидуальных высказываниях тех или иных церковных деятелей, пусть даже самых просвещённых и авторитетных. Безошибочное понимание Слова Божия хранится в церковном Предании, которое принадлежит Церкви и передаётся в лоне её из поколения в поколение. Таким образом, Церковное вероучение, основанное на Слове Божием, есть по своей сути обширный комментарий к Слову, внушённый силою Святого Духа.
Смысл Священного Писания раскрывается не сразу, а постепенно, по мере духовного роста христианина. Старец Парфений Оптинский так говорил об этом: «Священное Писание всё тайнами повито. Там глубина, там смысл неисчерпаемый. Всего уразуметь нельзя. Подобно тому, как можно снимать с луковицы одну чешуйку, затем другую, третью и т. п., — вот то же и в Священном Писании: уразумеет человек один смысл, за этим смыслом есть другой глубокий, за вторым — третий, и так далее».
Священное Писание — это не просто литература. Святые Отцы, пастыри церковные и простые верующие — все единогласно свидетельствуют, что, читая Священное Писание, мы можем встретить Господа и познать Его благую волю о нас; некоторые же священные писатели (например, блаженный Иероним) рассматривают чтение Священного Писания как таинство.
Если вы приступаете к чтению Библии впервые – начните читать с книг Нового Завета (в условиях которого мы живём), хотя ранее были написаны книги Ветхого Завета и именно с них начинается Библия. Так же, как никто из современных педагогов не станет учить школьников геометрии сначала по учебникам Эвклида, а потом по современным пособиям, хотя Эвклид написал свою геометрию исторически раньше. Аналогично мы должны сперва изучить Новый Завет – т. е. непосредственное для нас с вами руководство ко спасению, и лишь затем переходить к его предвестнику – Ветхому Завету. Параллельно же с прочтением Нового Завета можно приступить и к чтению Ветхого, например, прочитать книгу Бытие.
Слово Божие учит нас не тому, как устроено небо, а как взойти на небо. Библия не является учебником ни по космогонии, ни по естествознанию, ни даже по истории. Это книга не научная, а религиозная. И поэтому главное в ней – не естественнонаучные факты или исторические сведения, а то, что Бог благоволил открыть о Себе людям.
Цель чтения Библии — встреча с Богом и подлинным Человеком. Читая Священное Писание, мы должны стараться увидеть в нём тот идеал, к которому надо стремиться, и идеал этот — Сам Господь наш Иисус Христос. Не случайно святые Отцы, читая Ветхий Завет, усматривали в нём скрытые повествования о Христе (что получило название «чтения в христологическом ключе»).
Уделяя должное внимание Священному Писанию, не стоит забывать, что учение веры является лишь одной из четырёх составляющих духовной жизни, наряду с молитвой, участием в Церковных Таинствах и доброделанием.
В нашем восприятии Слова Божия различаются следующие моменты — слышание, разумение его, принятие сердцем и, наконец, употребление его к жизни. Проверьте себя — в какой из этих стадий вы находитесь? Всегда ли вы хоть просто слышите его, и часто ли берёте в руки, чтобы прочесть? Слыша, читая, даёте ли себе труд вникнуть и понять его? Доходит ли оно до вашего сознания, сердца, будит ли оно их? Если да, то есть ли плоды этого, сдвигает ли оно вас хоть немного с мёртвой точки успокоенности обычной нашей жизнью? Проверьте себя — и медленно и упорно начните свой подъём по этим ступеням.
Как пишет свт. Игнатий (Брянчанинов): «Раскрывая для чтения книгу — Святое Евангелие, вспомни, что она решит твою вечную участь. По ней мы будем судимы и, смотря по тому, каковы были здесь, на земле, по отношению к ней, получим в удел или вечное блаженство, или вечные казни» (Ин. 12:48). |