Сайт Храма Богоявления

Пятница, 24.11.2017, 10:19

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход

Главная » Статьи » Духовная жизнь

Страшная правда о грехе сквернословия

Одной из примет постигшей нас духовной и культурной катастрофы современности стало сквернословие. Если раньше матерщина была, главным образом, специфическим языком преступников, пьяниц и других опустившихся лиц, то теперь мат всё глубже проникает во все социальные и возрастные слои общества, нам всё более пытаются навязать, что русский язык вообще невозможен без мата.

Грехи языка – одни из самых труднопреодолимых, и потому так часто появляется соблазн посчитать их незначительными, как-то оправдать, «не заметить». К сквернословию, особенно в последнее время, так привыкли, что многие его действительно не замечают и удивляются, что слова эти всё ещё являются нецензурными.

Слово... Звук, живущий доли секунды и пропадающий в пространстве. Где он? Пойди, поищи эти звуковые волны. Слово... Почти нематериальное явление. Кажется, и говорить-то не о чем. Но слово – то, что уподобляет человека его Создателю. Самого Спасителя мы называем Божественным Словом. Творческим словом Господь создал из небытия наш прекрасный мир.

Человеческое слово тоже обладает творческой силой и воздействует на окружающую нас действительность. Слова, которые мы произносим и слышим, формируют наше сознание, нашу личность. А наши сознательные действия оказывают влияние на ту среду, в которой мы живём. Наше слово может содействовать Божьему замыслу о мире и о человеке, а может и противоречить ему.

 
В русском народе матерщинников издавна именовали богохульниками. Сам факт матерщины – это хула на Всевышнего. Творец Вселенной дал людям красивые, богатые по выразительности, чудесные языки. И вот от этого языка мы отказываемся. И нередко используем жалкий набор гнусных и не Богом данных слов. Слов, «подсказанных» извечным врагом рода человеческого. Матерящиеся сознательно калечат в себе образ Божий, это начало богоотступничества. Словом Бог сотворил всё.

Помните: «
И сказал Бог: да будет свет!» Слово должно нести благодать – благие дары, добро, служить назиданию в вере. Иными словами, приближать нас к Богу, а не отдалять от Него. Сквернословием же сеется только тьма.
 
Церковь всегда призывала своих чад быть внимательными к словам и особенно предостерегала от греха сквернословия. Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе... (Еф. 4, 29), – учит апостол Павел. А блуд и всякая нечистота... не должны даже именоваться у вас (Еф. 5, 3), – настаивает он. Неслучайно Апостол называет эти слова гнилыми.

Святые отцы говорят, что блудные грехи смердят. Сквернословие же, или так называемый мат, по своей тематике относится к блуду. И смердит. Хотя не все это ощущают – придышались. И что удивительно, запах только что съеденной котлеты сразу же стараются приглушить жевательной резинкой, поту с помощью какого-то снадобья из баллончика вообще перекрыли дорогу наружу, чтобы как-нибудь не «запахнуть» на людях, а духовного зловония от матерщины совершенно не чувствуют. И даже женщины.

Мат оскверняет человека, убивает его душу. В компании матерщинников возникает ложный стыд сказать искреннее, доброе слово. Такая компания глумится не только над словами «любовь», «красота», «добро», «милость», «жалость», она пресекает саму возможность открытого, чистого взгляда.

В медицинской практике известно такое явление: при параличе, при полной потере речи, когда человек не может выговорить ни «да», ни «нет», он может, тем не менее, совершенно свободно произносить целые выражения, состоящие исключительно из матов. Явление на первый взгляд очень странное, но говорит оно о многом.

Получается, что так называемый мат проходит по совершенно иным нервным цепочкам, нежели вся остальная нормальная речь. Не бес ли, используя греховный навык человека, оказывает ему такое «благодеяние», демонстрируя тем самым свою власть над частично омертвевшим телом? Что же будет после смерти? Власть демона станет полной и окончательной.

 

Всякий знает, что первая фраза Евангелия от Иоанна такова: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». Именно словом Бог создал всё сущее. Но очень скоро диавол тоже словом искусил Адама и Еву, и первые люди потеряли рай, созданный для них Богом. Вот так уже в начале бытия слово оказалось и созидательным, и разрушительным. С той поры так и повелось.

В Библии об особенном отношении к слову говорят многие пророки, апостолы и Сам Иисус Христос. Вот в Притчах Соломоновых сказано: «Кто хранит уста свои, тот бережёт душу свою; а кто широко раскрывает свой рот, тому беда». Там же сказано: «Уста праведника источают мудрость, а язык зловредный отсечётся».

Апостол Пётр предупреждает: «Не воздавайте злом за зло или ругательством за ругательство; напротив, благословляйте... Ибо, кто любит жизнь и хочет видеть добрые дни, тот удерживай язык свой от зла и уста свои от лукавых речей». И наконец, апостол Павел прямо говорит: «Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе», «А блуд и всякая нечистота... не должны даже именоваться у вас». «Злоречивые... Царства Божия не наследуют», – прямо указывает апостол.

Однако, пожалуй, ярче всех о силе слова пишет апостол Иаков. Слова его настолько сильны, что нельзя не привести их полностью:

«Ибо все мы много согрешаем. Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и всё тело. Вот, мы влагаем удила в рот коням, чтобы они повиновались нам, и управляем всем телом их. Вот, и корабли, как ни велики они и как ни сильными ветрами носятся, небольшим рулём направляются, куда хочет кормчий; так и язык – небольшой орган, но много делает.

Посмотри, небольшой огонь как много вещества зажигает! И язык – огонь, прикраса неправды; язык в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет всё тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны. Ибо всякое естество зверей и птиц, пресмыкающихся и морских животных укрощается и укрощено естеством человеческим, а язык укротить никто из людей не может: это – неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда.

Им благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворённых по подобию Божию. Из тех же уст исходит благословение и проклятие: не должно, братия мои, сему так быть. Течёт ли из одного отверстия источника сладкая и горькая вода? Не может, братия мои, смоковница приносить маслины или виноградная лоза смоквы. Также и один источник не может изливать солёную и сладкую воду...» (Иак. 3. 2-12).

Все эти слова были сказаны уже после того, как Бог восстановил общение с людьми через Своего Сына Иисуса Христа. К тому времени брань и сквернословие на земле уже были распространены повсеместно. Обыденность и распространённость этого греха почти «узаконила» его. И мало кто из матерящихся задумывается, какая беда для общества и для каждого из нас заложена в матерной брани.

Епископ Варнава (Беляев) пишет, что срамословие – «наследие чисто языческое. Оно всецело коренится в фаллических культах Древнего Востока, начиная с глубин сатанинских (см.: Откр 2, 24) и тёмных бездн разврата в честь Ваала, Астарты и прочих и кончая классическими наследниками Хама». Культы древнего Вавилона, земли Ханаанской, в которых практиковалось принесение в жертву младенцев, служение разврату, блуду, ритуальная проституция, и дали соответствующую терминологию ритуальных заклинаний, которые легли в основу матерной брани.

 
Произнося нецензурные слова, человек (пусть даже невольно) призывает бесовские силы и участвует в изуверском культе. Известно, что народы, населявшие Ханаан, были завоеваны евреями и беспощадно истреблены по повелению Божию. И это вовсе не необъяснимая жестокость, а праведный гнев Божий, наказание за чудовищное растление и поклонение греху.

Мистические корни этого явления уходят в глубокую языческую древность. Люди дохристианской эпохи, чтобы оградить свою жизнь от злобных нападок демонического мира, вступали с ним в контакт. Этот контакт мог быть двояким. Демона либо ублажали, превознося его и принося ему жертвы, либо пугали его. Так вот, пугали демона именно скверной бранью, демонстрацией своего непотребства. Подобное можно наблюдать в начале драки, когда противники, делая свирепые гримасы, кричат друг другу о своей жестокости, о своей гневливой невменяемости, о готовности позволить себе то или иное гнусное поведение. То есть каждый из них пытается придать себе в глазах другого как можно больше скверности. Для страха или от страха. Но и призывали демона теми же словами, демонстрируя свою одержимость, свою готовность к общению с ним.

Таким образом, мат являлся средством «связи» с демоническими силами. Таковым он и остаётся. Его относят к инфернальной, то есть демонической, адской лексике. Через скверные слова человек сам отдаёт себя в руки беса, становится одержимым. Некоторые, наверное, знают, что избавиться от привычки матерной брани труднее, чем от курения. Годы и годы люди приходят с этим грехом на исповедь, пока, наконец, не освободятся от него.

Привыкший сквернословить находится уже в зависимости от своей вредной привычки. Как говорит апостол, творяй грех, раб есть греха. Кто думает, что он независим от своей привычки сквернословить, пусть попробует хотя бы два дня не употреблять мат, и поймёт, кто в доме хозяин. Бросить ругаться не легче, чем бросить курить. Недавно в известном ростовском салоне красоты случилось ЧП: уволились сразу три женщины-парикмахера. Причина заключалась в том, что директор запретил им материться на рабочем месте. Вынести этот запрет молодые женщины были не в силах.

Мат является языком общения с демоническими силами. Не случайно это явление именуется инфернальной лексикой. Инфернальной – значит адской, из преисподней. Мат действительно был хорошо знаком славянам. Матерное обозначение женщины лёгкого поведения встречается уже в берестяных новгородских записках. Только вот имело оно там совершенно другой смысл. Это имя демона, с которым общались древние колдуны. В его «обязанность» входило наказывать провинившихся женщин тем, что в современной медицине называется «бешенство матки». И остальные русские матерные слова имеют такое же демоническое происхождение.

Уже в первые века христианства появилось множество поучений против матерщины. В одном из таких поучений («Повесть Святых Отец о пользе душевней всем православным христианам», приписываемой Иоанну Златоусту) говорится, что матерным словом оскорбляется, во-первых, Матерь Божия, во-вторых – родная мать человека и, наконец, «третья мать» – мать-земля.

В одном из вариантов этого поучения утверждается, что матерная брань наказывается стихийными бедствиями: «...то Бог спущает казни, мор, кровопролитие, в воде потопление, многие беды и напасти, болезни и скорби».

Примером тому можно привести одно из посмертных чудес святого праведного Симеона Верхотурского: «В 1711 году, в апреле месяце, один монастырский старец, по имени Иаков, внимательно слушал Божественную литургию и старался отрешиться мыслию от всего земного. Тихо стоял он в молитвенном умилении. Вдруг, при возгласе: «Со страхом Божиим и верою Приступите», он упал ниц и лежал долгое время без чувств. Когда же он пришёл в себя, то рассказал следующее: При взгляде на образ Пресвятой Богородицы, именуемый «Одигитрия», его вдруг объял страх. Что с ним дальше было – он не помнит, лишь помнит одно, как предстал пред ним праведный Симеон и, прикоснувшись к нему, сказал: "Встань, пойди и объяви всем, чтобы воздерживались от сквернословия и от слов бранных, иначе Господь пошлёт на людей и на скот их голод и мор. Пусть все усердно молятся Господу, Его Пречистой Матери и всем святым, пусть весь народ отслужит молебное пение об отвращении гнева Божия"».

Православные священники во все времена прямо рассматривали матерщину как черту бесовского поведения. Показательно обличение сквернословии в челобитной нижегородских священников, поданной в 1636 году Патриарху Иоасафу I: «Да еще, государь, друг другу лаются позорною лаею, отца и матере блудным позором, в род и горло, безстудною самою позорною нечистотою языки своя и души оскверняют».

Активно боролся с матерщиной и царь Алексей Михайлович. В указе 1648 года он подчёркивает недопустимость сквернословия в свадебных обрядах: чтобы «на браках песней бесовских не пели, и никаких срамных слов не говорили». Здесь же упоминается и о святочном сквернословии: «А в навечери Рождества Христова и Васильева дня и Богоявления... чтобы песней бесовских не пели, матерны и всякою непотребною лаею не бранилися». Обычай сходиться в святочные и купальные дни «на бесчинный говор и на бесовские песни» осуждается в постановлениях Стоглавого Собора 1551 года. За использование непотребных слов налагалось жестокое наказание – вплоть до смертной казни. Всё это в конце концов привело к тому, что 200-300 лет назад проблема массовой матерщины на Руси исчезла. Во времена царя Алексея Михайловича услышать на улице мат было просто невозможно.

Но потом пришли иные времена. Великий перекройщик России Пётр I ввёл пьянство в обычай русского народа. Грубая брань зазвучала сначала в кабаках, а потом выплеснулась на улицы городов. В XIX веке сквернословие постепенно из ругани превратилось в основу языка фабричных рабочих и мастеровых. А после революции мат вошёл в лексикон политических деятелей. Перед перестройкой мат взял ещё одну – последнюю ступень. Его подхватила интеллигенция. Нынче же на языке бесов говорят и политики, и актёры с подмостков театра и телеэкрана, и певцы, а особенно так называемые юмористы.

В том, что мат – это язык сатаны и бесов, легко убедиться во время отчиток в русских православных храмах. Отчиткой называется чин изгнания бесов из человека. Подобных людей так и называют – бесноватые. Во время отчитки со многими из них происходит нечто ужасное. Люди начинают лаять, кукарекать, молодые девушки начинают кричать вдруг грубым мужицким басом. При прикосновении креста таких людей начинает всячески корёжить. А главное – почти все они страшно ругаются матом. Матерными словами они поносят священника, Церковь. Но проводящие обряд отчитки знают: кричит не сам человек, а бес, вопиющий внутри него. Вопиёт он матом. Не благим, а самым что ни на есть бесовским.

Очень часто люди, находящиеся в духовном помрачении, слышат голоса, которые произносят поток матерной брани и богохульства. Несложно догадаться, кому принадлежат эти голоса. Матерную брань издревле называют языком бесов.

Один человек очень любил употреблять слово с упоминанием чёрта к месту и не к месту. И вот приходит он как-то домой (а посередине его комнаты стоял стол) и видит, что под столом сидит тот, кого он так часто поминал. Человек в ужасе спрашивает его: «Зачем ты пришёл?» Тот отвечает: «Ведь ты меня сам постоянно зовёшь». И исчез. Это не какая-нибудь страшилка, а совершенно реальная история.

Священники могут привести немало подобных случаев даже из своей небольшой практики. Дьявол, к сожалению, не персонаж фильмов ужасов, а реальная сила, которая существует в мире. И человек, употребляющий матерные, скверные, чёрные слова, сам открывает двери своей души этой силе.

 

Издревле матерщина в русском народе именуется сквернословием – от слова «скверна». В словаре живого великорусского языка Владимира Даля сказано: «Скверна – мерзость, гадость, пакость, всё гнусное, противное, отвратительное, непотребное, что мерзит плотски и духовно; нечистота, грязь и гниль, тление, мертвечина, извержения, кал; смрад; вонь; непотребство, разврат, нравственное растление; всё богопротивное».

Обратите внимание на последнее определение – «богопротивное». Вот куда заводит «просто» матерок. А в последнее время наука доказала, что от употребления мата страдает не только нравственность, но и здоровье человека. В самом что ни на есть физическом значении слова. Одним из первых учёных, обративших внимание на такой аспект, был Иван Белявский. По его мнению, каждое произнесённое или услышанное человеком слово несёт в себе энергетический заряд, воздействующий на человека.

В течение ряда лет учёный и несколько его единомышленников вели наблюдения за двумя группами людей. Первая состояла из тех, кто в разговорах не обходился без матерщины, а вторая – принципиально не использовала в обиходе «крепких» словечек. И вот что показали наблюдения. У матерщинников очень быстро появлялись возрастные изменения на клеточном уровне и различные хронические заболевания. Во второй группе, наоборот, общее состояние организма было на 5, 10, а порой и 15 лет моложе их официального возраста...

Когда встречаешь человека, использующего мат, поневоле задумываешься: а всё ли у него в порядке с головой? Потому что так часто упоминать в разговорной речи половые органы и половой акт может только больной, сексуально озабоченный человек.

Воистину, незавидна судьба сквернослова, и Церковь предупреждает, что злоречивые... Царства Божия не наследуют (1 Кор. 6, 10). ...От слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься, – говорит Спаситель (Мф. 12, 37).

Одну девушку, после воцерковления, очень интересовала судьба её умершей бабушки. Дело в том, что бабушка была верующей: ходила в церковь, молилась, постилась, и девушка была убеждена в том, что её благочестивая бабушка находится в раю. Но ей хотелось удостовериться в существовании рая, поэтому девушка молилась и просила Господа как-то открыть ей, как там её бабушка? Однажды бабушка приснилась ей и сказала, что находится в аду, потому что при жизни, хотя и ходила в церковь, молилась и постилась, но часто ругалась скверными словами.

Святитель Григорий Двоеслов рассказывал историю, случившуюся в Риме: «В нашем городе один человек, всем известный, имел сына лет пяти, которого очень любил и воспитывал без всякой строгости. Мальчик, которого все ублажали, привык произносить скверные бранные слова, и какая бы мысль ни приходила ему в голову, он тотчас же начинал по привычке злословить, бранил не только людей, но, случалось, дерзал хулить и, страшно сказать, Самого Бога, произнося хулы на святые предметы. А отец не запрещал ему говорить те хульные скверные слова. Во время моровой язвы, бывшей у нас за три года пред сим, мальчик тот разболелся к смерти, и когда отец держал его у себя на коленях, то, по рассказам лиц, которые там находились сами, пришли нечистые бесы взять окаянную душу мальчика. Мальчик, увидев их, затрепетал, закрыл глаза и стал кричать: "Батюшка, отыми меня от них! Отыми!" и со страшным криком спрятал своё лицо за пазуху своего отца, стараясь как бы укрыть себя. Отец, глядя на малютку, как он трепетал, спросил: "Что ты видишь?" Мальчик отвечал: "Пришли чёрные люди, хотят меня взять..." – и, сказав сие, стал произносить скверные и богохульные речи, к которым привык, – и тут же умер».

Сквернослов не только свою душу отдает во власть бесов, но влияет и на состояние души окружающих его людей и даже на их здоровье. Всякое слово несёт в себе информацию, которая воздействует на наше сознание, формирует и изменяет его. В лучшую ли сторону преобразует его скверная брань? Однажды услышанное слово живёт в нас до конца жизни. Анестезиологи рассказывают, что под наркозом, когда ослабевает воля, человек никогда не употреблявший скверных слов, случается, скажет что-либо из когда-то услышанной брани.

Один молодой человек, по своему воспитанию, относился к матерщине неприязненно, но не замечал за собой какой-нибудь особенной реакции на неё. Когда же он стал ходить в церковь, молиться, исповедоваться и причащаться, то изменилась и его реакция на скверные слова. Как-то раз, Великим постом, он пошёл в баню. Для него, как и для многих русских людей, баня всегда была большим удовольствием. Но в тот раз ему не повезло: рядом с ним двое незнакомцев горячо что-то обсуждали и беспрестанно сквернословили. Не ссорились, а так, походя, пересыпали свою речь матерными словами. Сначала молодой человек почувствовал себя неуютно, потом его стало слегка подташнивать, а потом, как рассказывал, он почти потерял сознание. Перед глазами у него всё поплыло, и он чуть не «грохнулся» на каменный пол. Понятно, ведь с церковной жизнью у него изменилось и окружение. Сквернословия рядом с собой он давно не слышал, потому его организм так и откликнулся на грязные слова тошнотой и головокружением. Неприятное впечатление было настолько сильным, что от удовольствия попариться ему на некоторое время пришлось отказаться.

Буквально каждый год наука находит всё новые подтверждения негативного воздействия мата на человеческий организм. Руководитель белгородского Центра экологического выживания и безопасности Геннадий Чеурин заявил, что борьба с матом повышает не только культуру людей, но и... рождаемость! Учёный опытным путём доказал, что мат влияет на мужскую потенцию и женственность. По заключению учёного, частое употребление нецензурной лексики приводит мужчин к бесплодию. А организм матерящейся женщины перестраивается на мужской лад...

Геннадий Чеурин потратил 20 лет на изучение силы матерных слов. И сегодня он убеждён, что сквернословие губительно воздействует не только на организм человека, но и на всё живое. Брань обращает человека к тёмным силам. И самая большая опасность при этом нависает над детьми. Учёные установили, что дети, часто слышащие матерную речь, заметно отстают в умственном развитии. Чем раньше внимание ребёнка обращается к половой сфере, тем медленнее проходит его духовное и умственное развитие. Сквернословие уничтожает у ребёнка чувство стыда и очень часто является мостиком к дальнейшей деградации.

Разрушая юношескую стыдливость и возбуждая нечистые пожелания, сквернословие мостит дорогу к разврату. Целомудрие и чистота не смогут ужиться со скверными словами. Дети, не довольствуясь отвлечёнными звуками, обязательно будут стремиться узнать значение услышанного. Растление малых сих будет лежать на совести сквернослова. Горе тому человеку, через которого соблазн приходит (Мф. 18,7), предостерегает Спаситель.
«Народ» по-славянски «язык». Язык народа это то, что создаёт и объединяет народ. И характеризует его. Язык оказывает влияние и на исторический путь народа. Так можем ли мы столь легкомысленно с ним обращаться?

Древние демонические культы Ближнего Востока, от которых мы унаследовали большинство матерных слов, использовали их в ритуальных действиях, сопровождавших человеческие жертвоприношения. И как раньше таким образом призывали демонов, так и сегодня человек, произносящий эти слова, призывает на свою голову беса. Вопрос о допустимости мата это вопрос веры. Для православного человека достаточно сознания того, что Господь не любит этих скверных слов.

Поэтому какие выводы мы должны сделать прочитав эту статью? Во-первых, навсегда отказаться от произнесения (даже мысленного) скверных и матерных слов. Во-вторых, мы должны очистить себя от этой заразы исскренней исповедью в храме (не откладывая на потом, а на ближайшей службе). И в-третьих, мы должны полностью очистить души и телеса наши причастившись Животворящих Христовых Таин.

Статья подготовлена по материалам православных авторов. Благодарим за развитие темы протоиерея Сергия Николаева (автор книги "От слов своих осудишься: сквернословие") и священника Павла Гумерова (автор книги "Малая Церковь").
Категория: Духовная жизнь | Добавил: Администратор (02.09.2017)
Просмотров: 1109 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0

Поиск

Радио "Вера"

Радио Вера

Радио "Радонеж"

Радио Радонеж

Икона дня


Праздник дня

Облако тегов

Телеканал "Спас"

Погода в Тамбове

Гидрометцентр России

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Русфонд