О ПОКАЯНИИ, ПОСТЕ И БОРЬБЕ СО СТРАСТЯМИПреподобный Лев
Старайся хранить свои чувства, а особливо зрение, и продолжай своё безропотное находящих неприятностей терпение со благодарением, и когда с помощию Божией будешь стараться благодушно переносить находящее искушение и будешь приписывать всё оное своим грехам, а при получении в сердце скорбей молиться по заповеди Господней за творящих вам напасть, тогда явственно ощутишь в сердце своём радость и утешение неизреченное, мир помыслов и любовь к Богу и ко всем, не токмо живущим с тобою, но и прочим...
Какие бы ни восстали волны на твою душу, всегда прибегай ко Христу. Спаситель, Он придёт на помощь и укротит волны.
Вы знаете таинство покаяния, что оно состоит в оставлении тех слабостей, коими мы были побеждены... и в сожалении о них. Так и должны поступать, и не сомневаюсь, чтоб вы сего не исполнили. Но враг запинает нас каким-нибудь мнением, после наводит смущение, вы сему не покоряйтесь, но уповайте на благость Божию, не успокаивайтесь, считая себя грешным...
Без борьбы невозможно обойтися, в которой иногда побеждаем, а иногда и побеждаемся. Что не состоит в вашей воле, оставьте идти так, как идет, хотеть удержать или поставить на своём — более только себе вреда причинить можно и к болезни болезнь приложить.
Вам надо господствующей над вами страсти не покоряться, но показывать сопротивление, отсекая помалу обычай, то он и не возобладает вами.
Искушения, посылаемые нам от Бога, точно суть полезны, из оных мы познаем свою немощь, можем судить здраво о ближних и видим, сколь наша вера есть мала, когда тогда только благодушествуем, когда получаем благое, а когда оное отъемлется, упадаем духом.
Что же касается до пищи... — предлагаемое с воздержанием употреблять во славу Божию, а для чревобесия не изыскивать излишнего.
Воздержания не в том сущность и сила, чтобы пищи не кушать, но да ижденет от сердца всякое памятозлобие и сему подобное; вот в чём истинный пост, какового от нас паче всего требует Господь.
Преподобный Макарий
Воля Божия видна в заповедях Его, которые мы и должны стараться исполнять при обращении с ближними, а в случае неисполнения и преступления приносить покаяние.
Духовная жизнь не в том только состоит, чтобы вкушать внутренние её сладости и утешения, но в том более, чтобы терпеть благодушно лишение их и прочие скорби. От всех сих познаётся наша к Богу любовь, когда несём их благодушно; познавая свою немощь и нищету, смиряется от сих...
Для того правила, чтобы мы, занимаясь оными, меньше имели праздности и ко грехам поползновения и молились бы, дабы исправить жизнь нашу по заповедям Божиим, ибо без любви и смирения никакие наши дела и подвиги не приятны Богу.
О церковной же молитве знайте, что она выше домашней вашей молитвы, ибо оная возносится от целого собора людей, в числе коих, может, много есть чистейших молитв, от смиренных сердец к Богу приносимых, кои Он приемлет, яко кадило благовонное, с коими и ваши, хотя немощные и ничтожные, приемлются.
Скорбишь о том, что тебя клевещут напрасно. Вспомни, как клеветали Господа нашего Иисуса Христа, Царя славы! Кто ж мы? Он безгрешен, а мы, хотя в том и невиновны, но в других случаях много повинны пред Богом, а за те-то невидимые грехи попускает Бог клевету ложную, чтобы оною очистить грехи.
Не думай, что можешь скоро научиться духовной жизни; она есть художество художеств; не одна теория, но и практика нужна, а при оной бывает много и преткновения, и восстания.
В отчаянии — все свои немощи и грехи ввергать в бездну милосердия Божия, сокрушаться о них и каяться, но надеяться на помилование, ибо Господь за грешников пролиял пречистую Свою кровь. И хотя бы мы весь закон исполнили, но не должны надеяться от дел своих спасения, а считать себя неключимыми рабами, по слову Господню...
Христианин, провождающий жизнь по заповедям Божиим, должен быть испытуем различными искушениями: 1) потому что враг, завидуя нашему спасению, всякими кознями старается сделать нам препятствие к исполнению воли Божией, а 2) потому что не может быть вера тверда и истинна добродетель, когда не будет испытана противным ей препятствием и останется непоколебимою. Посему в жизни нашей есть духовная брань всегдашняя.
Скудная пища огорчает плоть, но оживляет дух...
Жизнь и смерть каждого из нас в руце Божией, и без воли Божией никто не отходит от сего света в вечность, а притом надобно и то знать, что каждому из нас уже предназначен конец, но нам это неизвестно — когда и как кому отойти отсюда.
Преподобный Моисей
Воображай себе истину сию всегда, что еже сеет человек в здешнем веке, то самое и пожнёт в будущем стократно, и на этой истине поверяй самого себя каждодневно: что ты посеял на счёт будущего века — пшеницу или терние?
Не унывай! Господь близ. Тому возвещай все печали и недоумения. Где недостаёт человеческого пособия ко вразумлению, там Божия помощь непосредственно подаёт мысль благу, когда обращаемся к Нему, как дети к Отцу.
Для возбуждения нашего нерадения и сие приводить себе на память нужно всегда, что мы смертны, жизнь наша весьма скоропреходяща и неизвестностию смертного часа очень опасна, ибо хотя и известно знаем, что умрём, но не знаем, когда умрем: сегодня ли или завтра, рано ли или поздно, в день или в ночь.
Мысленных волков кроме помощи Христовой избавиться не можно — на отгнание их потребно Его всемогущей благодати, а не человеческой слабой помощи. Для того нужно привергаться к стопам Иисуса с крайним смирением, Его просить обо всём и на Него всю печаль свою возвергать и сверх того молить Божию Матерь и прочих угодников с истинным признанием своих грехов, немощи в исправлении себя.
Держите во всём умеренность: в правиле и пище, чтоб от чрезмерия не унывать, но мирным и благодушным быть в деле Божием.
В затруднениях, недоумениях и всех обстоятельствах ближайшее средство и верное к пользе нашей — одно обращение ко Господу и возложение на Него всей печали и попечения. Притом надобно молить Бога о тех, с кем предлежит дело, и все уладится хорошо. Господь просвещает всякого человека, грядущего в мир, и даёт мир душам нашим. Уныние же и печаль бесполезны в деле, требующем мужества.