Богоявленский храм с. Селезни

Четверг, 27.06.2019, 03:58

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход

Главная » Статьи » Поминовение усопших

Третий, девятый, сороковой день и годовщина после смерти

Из глубокой древности идёт обычай совершать о каждом усопшем поминовение в третий, девятый и сороковой дни по его кончине, а также совершать сорокоусты (непрерывное поминовение в течение 40 дней по кончине). Кроме того, поминовению усопшего посвящается годовой день смерти.

Третий день после смерти

Символическое значение поминовения усопших в третий день после смерти, а это, как правило, день погребения, заключено в том, что скончавшийся был крещён во имя Отца и Сына и Святого Духа, верил в Триединого Бога — Троицу Единосущную и Нераздельную. Поминовение усопшего в третий день совершается в честь тридневного воскресения Иисуса Христа и во образ Пресвятой Троицы.

В молитвах в третий день мы умоляем Святую Троицу простить усопшему его согрешения, содеянные: словом, делом и помышлением и зачесть ему три его добродетели: веру, надежду и любовь. Кроме богословского значения поминовение усопшего в третий день имеет ещё значение таинственное, – когда святой Макарий Александрийский просил ангела, сопровождавшего его в пустыне, объяснить значение церковного поминовения в третий день, то ангел ответил ему:

«…в продолжении двух дней позволяется душе вместе с находящимися при ней ангелами ходить по земле, где хочет. Поэтому душа, любящая тело, скитается иногда около дома, в котором положено тело, и таким образом проводит два дня, как птица, ища себе гнездо. Добродетельная душа ходит по тем местам, в которых имела обыкновение творить правду. В третий же день Тот, Кто Сам воскрес в третий день из мёртвых, повелевает, в подражание Его воскресению, вознестись христианской душе на небеса для поклонения Богу».

Весьма своевременно поэтому церковное поминовение души, представшей перед лицем Правосудного.

Описание первых двух дней по смерти даёт общее правило, которое ни в коей мере не охватывает всех случаев. К примеру, святые, которые совсем не привязывались к мирским вещам, жили в непрестанном ожидании перехода в иной мир, не влекутся даже к тем местам, где они творили добрые дела, но сразу же начинают восхождение на Небо. Другие же начинают своё восхождение ранее двух дней по особому соизволению Божию.

На пути к престолу Божию восходящая душа проходит испытания от духов по своим земным делам. Испытания эти, называемые мытарствами, начинаются в третий день по смерти. Всё пространство от земли до неба представляет несколько отделений или судилищ, на которых приходящая душа обличается бесами в грехах. Каждое судилище (мытарство) соответствует определённому греху, злые же духи называются мытарями. Известно, что мытарями или мытниками называются сборщики податей или пошлин за провозимый товар. Какой же товар ищут бесы-мытники у приходящих душ? Товар этот — наши страсти, нераскаянные грехи, совершённые в земной жизни, пошлина же — наши добрые дела.

Девятый день после смерти

В этот день Святая Церковь совершает молитвы и безкровную Жертву об усопшем также по преданию апостольскому. Поминовение умершего в этот день бывает в честь девяти чинов ангельских, которые, как слуги Царя Небесного и предстатели к Нему за нас, ходатайствуют о помиловании преставившегося.

Макарий Александрийский, по откровению ангельскому, говорит, что после поклонения Богу в третий день повелевается показать душе различные приятные обители святых и красоту рая. Всё это рассматривает душа в шесть дней, удивляясь и прославляя Творца всяческих, Бога. Созерцая всё это, она изменяется и забывает скорбь, которую чувствовала, находясь в теле и после выхода из него. Но, если она виновна в грехах, то при виде наслаждений святых, она начинает скорбеть и укорять себя:

«Увы мне! Сколько я осуетилась в этом мире? Увлекшись удовлетворением похотей, я провела большую часть жизни в безпечности и не послужила Богу, как должно, дабы и мне удостоиться сей благодати и славы. Увы мне, бедной!»

По рассмотрении же в течение шести дней всей радости праведных, душа опять возносится Ангелами на поклонение Богу в девятый день. Со страхом и трепетом предстоит она пред престолом Всевышнего. Но и в это время святая Церковь опять молится за усопшего, прося милосердного Судию о водворении со святыми души своего чада.

Сороковой день после смерти

Сорокадневный период в истории и предании Церкви — это время, необходимое для приуготовления, для принятия особого Божественного дара благодатной помощи Отца Небесного.

Число сорок — знаменательное, часто встречающееся в Священном Писании. Иудейский народ скитался в пустыне сорок лет, пророк Моисей постился сорок дней, Господь Иисус Христос после Своего Крещения провел в пустыне сорок дней, а после Своего Воскресения в продолжение сорока дней учил Апостолов тайнам Царства Божиего. Первые Апостолы узаконили в Церкви Христовой ветхозаветный обычай оплакивать умерших в течение сорока дней. На основании этого Святая Церковь с древнейших времён установила правило творить поминовение усопших в продолжение сорока дней (сорокоуст) и особенно на сороковой день.

Как Христос победил искушения диавола, пробыв сорок дней в посте и молитве, так и Святая Церковь, принося в продолжение сорока дней молитвы, милостыни и бескровные жертвы по усопшем, помогает почившему силой Божией победить воздушного князя тьмы и получить Царство Небесное.

По свидетельству святого Макария Александрийского после второго поклонения Господь повелевает показать душе ад со всеми его муками. В продолжение тридцати дней душа, водимая по аду, трепещет, чтобы самой не быть удостоенной такой печальной участи. Наконец, в сороковой день оканчиваются мытарства и душа в третий раз возносится ангелами на поклонение Богу.

Сороковой день — день определения участи души в посмертной жизни. Посему в этот день особенно усиленно возносят свои молитвы за близкого, отошедшего в мир иной. Но суд сорокового дня — суд частный, определяющий положение души только до времени окончательного Страшного суда. По учению Православной Церкви положение это может измениться по нашим молитвам за усопшего и совершении милостыни и добрых дел в память о нём.

Годовщина после смерти

Церковь совершает поминовение усопших и в годовщину их смерти. Установлено это поминовение потому, что самым большим циклом церковной службы является годовой круг, по прошествии которого вновь повторяются все неподвижные праздники. Годовщина смерти близкого человека всегда отмечается сердечным поминовением его любящими родными и друзьями. День смерти для православного верующего — это день рождения для новой, вечной жизни.

Скачать статью

Категория: Поминовение усопших | Добавил: Администратор (27.02.2015)
Просмотров: 2095 | Теги: поминальные дни, поминовение | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0

Поиск

Библия на сайте

Библия

Радио "Вера"

Радио Вера

Радио "Радонеж"

Радио Радонеж

Икона дня


Праздник дня

Облако тегов

Телеканал "Спас"

Наша погода

Яндекс.Погода

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0