Великий пост является самым главным из многодневных постов Православной Церкви, особенно обязывающим верующих к его соблюдению. Он состоит из двух постов – Четыредесятницы (начинающейся за семь недель до Пасхи и продолжающейся до Лазаревой субботы и праздника Входа Господня в Иерусалим) и Страстной седмицы.
Четыредесятница длится 40 дней в память о сорокадневном посте Иисуса Христа в пустыне. Страстная седмица установлена в память о страданиях Христа.
Великий пост предназначен для покаяния и смирения христиан перед праздником Святой Пасхи, в который празднуется Светлое Христово Воскресение из мёртвых. Пасха – самый значительный из всех церковных праздников.
Великий пост является временем всеобщего духовного очищения и освящения. Условиями такого очищения являются не только ограничения в употреблении пищи и питья, но и оставление греха, изменение образа жизни, мыслей, чувств и поведения, усмирение своей плоти, преодоление чувственных желаний, душевное облегчение и сосредоточение на духовном. Для того чтобы этого достичь, необходимо делать над собой большие усилия, подавляя свой характер и желания. Пост является хорошей тренировкой в этом.
Пост имеет очень большое значение для духовной жизни человека – его духовного роста, преодоления искушения и страстей. В первый день Четыредесятницы в православной церкви поют: ''Истинный пост есть злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, оглаголания, лжи и клятвопреступления''.
Пост также является одним из наиглавнейших условий покаяния, без которого человеку трудно радоваться празднику Пасхи. Только искренне печалясь о совершённых грехах и получив их прощение и отпущение, человек может обрести душевное освобождение и очищение. Покаяние подразумевает глубокий самоанализ, осуждение всего, что считается негодным, сожаление о своих нечистых поступках и помыслах, острое переживание своего падения, стремление к перемене и освобождению от греха.
Поэтому постные дни и периоды установлены Церковью для упражнения верующих в воздержании, содействующем подчинению души и тела духу, а через это – Богу.
Вопреки распространённому мнению, пост – это не просто отказ от определённых видов пищи. Ограничение в пище (говение) – это всего лишь средство; во дни поста главное – очистить свою душу, ослабить воздействие на неё страстных помыслов и греховных привычек, а телесное воздержание только способствует этому, дисциплинируя нашу волю и напоминая нам об особой важности дней поста.
Без молитвы же, чтения Священного Писания и духовной литературы, глубочайшего смирения и воздержания пост превращается в обыкновенную телесную диету – без подвига прославления Бога. |