Богоявленский храм с. Селезни

Суббота, 21.12.2024, 16:53

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход

Главная » Статьи » Наставления, проповеди, изречения

Изречения преподобных старцев Оптинских (часть 2)
О ПОКАЯНИИ, ПОСТЕ И БОРЬБЕ СО СТРАСТЯМИ
Преподобный Антоний
Если все святые несли свои кресты, да и Сам Спаситель наш был распят на кресте, то и мы должны, взирая на них, распинать плоть свою со страстьми и похотьми; а иначе, лежачи и покоясь по всему, как бы не свалиться в преисподнюю.

По крайней мере претерпим Бога ради хотя косой взгляд, холодный приём и отказ в просимом; и хотя с сих ничтожных степеней начнём своё распятие, и, Бог милостив, проберёмся и мы за великими страдальцами в Царство Небесное!

Молитвословие церковное толикую имеет силу и важность, что церковное едино «Господи, помилуй» превосходит все келейные духовные упражнения; и потому-то святые отцы, предстоя во святом храме, воображали, что они предстоят на небеси пред Престолом Божиим.

...Если оставить церковную службу и келейную молитву, то душа ощущает холодность ко всему доброму и наполняется всяких нечестивых мыслей, о которых и пересказать бывает стыдно.

...Имя Иисуса Христа сильно; при нём все неприятности утихают, беси исчезают; утихнет и твоя досада, успокоится и твоё малодушие, когда ты будешь повторять сладчайшее имя Его.


Кто не умеет сам смиряться, того впоследствии будут смирять люди; а кого не смирят люди, того смирит Бог.

Богом определено, чтобы каждый человек имел в жизни сей какой-либо крест, т. е. прискорбие душевное, который должен он благодушно несть...

...Не было на земле ни одного счастливца, кто б прожил весь свой век без печали и без слёз, поелику живём мы не в Царствии Небесном, а в юдоли плачевной. Но есть надежда, что сеющие слезами радостию пожнут.

Какое бы ни постигло тебя огорчение, какая бы ни случилась тебе неприятность, ты скажи: «Стерплю это я для Иисуса Христа!» Только скажи это, и тебе легче будет.

Если при помощи Божией будете жизнь свою сообразовывать во всём со святым учением Христовым, тогда во всем благо будет вам и ни в чем не будете иметь нужды, но все блага сами собою рекой польются к вам на двор.

Преподобный Иларион
Желаешь исполнять волю и заповеди Божии, а на деле видишь, как исполнение далеко отстоит от желания. Спрашиваешь, можно ли достигнуть свободы духовной или это не всем даётся? Кто ищет — всякому дается, — «ищите, и дастся вам», — как евангельская вдовица искала защиты от соперника, так и нам должно просить.

Ты не можешь творить молитву Иисусову без расхищения мыслей. С новоначальных не взыскивает Бог нерасхищаемой молитвы, она приобретается многим временем и трудами; как писание святых отец говорит: «Бог даёт молитву молящемуся», а молиться всё-таки продолжать надо, устами и умом.

Каждое дело необходимо начинать с призывания в помощь имени Божия, ибо занятия, освящённые молитвою, будут благотворны для нашего душевного спасения.

Похвалам о себе не внимай и бойся их, помни — кто-то из святых отцов говорит: если кто хвалит тебя, жди от него и укоризну.

Если чувствуешь, что гнев объял тебя, сохраняй молчание и до тех пор не говори ничего, пока непрестанною молитвою и самоукорением не утишится твоё сердце.

Будем стремиться всем сердцем к небесному отечеству. Там всё скорбное наше превратится в радость, поношение и уничижение — в славу, печали, слёзы, воздыхания — в утешение, болезни и труды — в вечный безболезненный покой.

Многоалчущим не надо быть, а употребляй пищу за обедом умеренно, ужин оставлять совсем не надо, наблюдай тоже воздержанность и ешь менее обеда.

Грустить и загадывать вперёд не надо, пользоваться будем настоящим и благодарить Бога.

Преподобный Амвросий
По человеческому мнению, путь спасения, казалось бы, должен быть путь гладкий, тихий и мирный, а по евангельскому слову, путь этот прискорбный, тесный и узкий.

Евангельские заповеди требуют, во-первых, смиренного терпения и перенесения всех искушений, по сказанному: «В терпении вашем стяжите души ваша» и «претерпевый до конца, той спасен будет»; чтобы никого не судить и никого не осуждать, а всех оставлять на суд Божий и предоставлять их собственной воле. Так как только один и есть Судия живых и мертвых, пред Которым каждый из нас от своих дел прославится или постыдится.

Многие желают хорошей духовной жизни в самой простой форме; но только немногие и редкие на самом деле исполняют благое свое желание, — именно те, которые твёрдо держатся слов Святого Писания, что «многими скорбьми подобает нам внити в Царство Небесное», и, призывая помощь Божию, стараются безропотно переносить постигающие их скорби, и болезни, и разные неудобства...

Кто желает называться чадом Христовым, тот должен терпеливо и безропотно понести всё то, что понёс Христос, и должен молиться за обидящих, как Он молился за распинающих.

Советую тебе не верить никакому предчувствию, которое на тебя наводит тоску и безотрадное состояние души; а верить тому, как Бог устроит. Бог же устрояет для нас всегда полезное и спасительное.

Господь исполняет не все благие желания наши, а только те, которые служат к душевной нашей пользе. Если мы при воспитании детей разбираем, какое преподавание какому возрасту прилично, тем более Господь сердцеведец весть, что и в какое время бывает нам полезно.

Неосужденно причащаемся тогда, когда приступаем к Таинству сему, во-первых, с искренним и смиренным раскаянием и исповеданием грехов своих и с твердою решимостию не возвращаться к оным, а во-вторых, если приступаем без памятозлобия, примирясь в сердце со всеми, опечалившими нас.

Есть и такие христиане, которые приносят покаяние, но не всё высказывают на исповеди, а некоторые грехи скрывают и утаивают стыда ради. Таковые, по слову апостольскому, недостойно причащаются Св. Таин; а за недостойное причащение подвергаются различным немощам и болезням, а немало и умирают.

Господь взирает на благое намерение и требует посильного и возможного действия, а не сверх силы и возможности.

Если мы позволяем себе судить других, то настоящего смирения в нас нет. Залог истинного смирения обозначается самоуничижением и самоукорением...

У вас много скорбей и домашних неприятностей; но говорите себе и вразумляйте себя тем, что в аде хуже и томительнее, и безотраднее, и оттуда уже нет надежды избавиться. А если человек терпит свои скорби с покорностью воле Божией, исповедуясь во грехах своих, то чрез это избавляется от тяготы вечных мучений.

Прежде всего Господь попускает искушения, чтобы отделить боголюбивых от миролюбивых, сластолюбивых от воздержных и целомудренных, смиренномудренных от горделивых и самолюбивых, как сказано в Евангелии: «Не приидох воврещи мир на землю, но меч».

Где бы ты ни жил, нигде нельзя прожить без искушений или чрез бесов, или чрез людей, или от собственных привычек, или от неукрощенного самолюбия.

Вся жизнь человека, где бы он ни жил, есть не что иное, как искушение.

Бесовские искушения проявляются в разных смущениях и недоумениях; но все должно препобеждать верою и упованием и благой надеждой.

Враг, если не может кому сделать вреда, то по злобе своей силится по крайней мере смущать его, досаждать ему разными помыслами и злыми внушениями.

Ты жалуешься на несправедливости людей... по отношению к тебе. Но если ты добиваешься того, чтобы царствовать со Христом Господом, то посмотри на Него, как он поступал с окружающими Его врагами... требовавшими Его смерти. Кажется, Он никому не жаловался, что враги Его несправедливо поступают с Ним, а во всех ужасных скорбях, наносимых Ему врагами Его, Он видел единственно волю Отца Своего Небесного...

Ты скорбишь, что... все тебя стараются унизить. Если стараются унизить, значит хотят смирить тебя; а ты и сама просишь у Бога смирения. Зачем же после этого скорбеть на людей?

Здоровые от поста бывают здоровее и добрее, и сверх того долговечнее бывают, хотя на вид и тощими кажутся. При посте и воздержании и плоть не так бунтует, и сон не так одолевает, и пустых мыслей в голову меньше лезет, и охотнее духовные книги читаются и более понимаются.

Пост похвален и нужен в свое время и в своём месте; лучше держись умеренного употребления пищи и пития, избегая сытости, которой признак малое отягощение, и, с другой стороны, — излишнего и неуместного воздержания. Обе крайности нехороши и вредны. Умеренность же и среднее из них делает человека более способным к духовному деланию.

Веками утвержденный опыт показывает, что крестное знамение имеет великую силу на все действия человека во всё продолжение его жизни. Поэтому необходимо позаботиться вкоренить в детях обычай почаще ограждать себя крестным знамением, и особенно пред принятием пищи и пития, ложась спать и вставая, пред выездом, пред выходом и пред входом куда-либо...

Бог... часто из ошибок человеческих устраивает полезное. Преподобный Антоний Великий сказал: «О мимошедшей вещи не раскаяся», т. е. понапрасну не жалей о том, что сделано так или иначе, только вперед старайся употреблять вещи должным образом.

В том-то и вся ошибка с нашей стороны, что не хотим покоряться воле всеблагого Промысла Божия, указующего нам чрез обстоятельства душеполезный путь, а все ищем своего какого-то покойного пути, который существует только в мечтательности, а на самом деле его на земле нет; не всем, а некоторым только будет покой тогда, когда пропоют «со святыми упокой».


Категория: Наставления, проповеди, изречения | Добавил: Администратор (06.08.2016)
Просмотров: 2735 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0

Поиск

Азбука Веры

Библия

Радио "Вера"

Радио Вера

Радио "Радонеж"

Радио Радонеж

Радио"Воскресение"

Радио Воскресение
Слушать радио

Икона дня


Праздник дня

Наша погода

Яндекс.Погода

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0