Установление Рождественского поста, как и других многодневных постов, относится к древним временам христианства. Уже с четвёртого века св. Амвросий Медиоланский, Филастрий, блаженный Августин упоминают в своих творениях Рождественский пост. В пятом веке о древности Рождественского поста писал Лев Великий.
Первоначально Рождественский пост длился у одних христиан семь дней, у других – несколько больше. На соборе 1166 года, бывшем при константинопольском патриархе Луке и византийском императоре Мануиле, всем христианам было положено хранить пост пред великим праздником Рождества Христова сорок дней.
... Читать дальше »
Началось время Четыредесятницы Рождества Христова, время поста и приготовления к великому Празднику.
Обычно Рождество Христово – это особый день, особое время года, когда мы забываем Бога. Или, лучше сказать, мы переживаем Рождество коммерчески: расцвеченные улицы города, иллюзорный свет гирлянд, искусственные ёлки, угощения, обмен рождественскими подарками, предвкушение выходных дней, тринадцатой зарплаты...
Рождество заканчивается. С набитым желудком и опустошённым сердцем. Христа нигде нет. Это всё почти не имеет отношения к истине и сильно разочаровывает: праздник стал провокацией, скатился до коммерции.
... Читать дальше »
Рождество – это праздник радости и света. Даже пост перед этим праздником совсем другой, нежели Великий – он не столько о покаянии, сколько о приготовлении. А светский мир давно уже превратил «адвент» в сезон массовых закупок и гуляний… И в самом деле, что тут скорбного, где тут причина для поста? Разве не всё тут – радость и свет?
Представим себе Деву Марию, юную простую девушку, обручённую с человеком намного старше её по имени Иосиф. Впереди – простая жизнь, полная обычных житейских радостей и огорчений.
Святой Иосиф
И вот тут в её жизнь врывается чудо. Ангел Гавриил появляется, чтобы возвестить: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами… зачнёшь во чреве, и родишь Сына, и наречёшь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречётся Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца».
... Читать дальше »
Святой апостол Филипп, уроженец города Вифсаиды (Галилея), был глубоким знатоком Священного Писания и, правильно разумея смысл ветхозаветных пророчеств, ожидал прихода Мессии. По призыву Спасителя (Ин. 1:43) он пошёл за Ним.
Об апостоле Филиппе несколько раз говорится в Святом Евангелии: он привёл ко Христу апостола Нафанаила (Ин. 1:46); его Господь спросил, сколько нужно денег для покупки хлеба 5-ти тысячам человек (Ин. 6:7); он привёл эллинов, желавших увидеть Христа (Ин. 12:21-22); наконец, он во время Тайной Вечери спрашивал Христа о Боге Отце (Ин. 14:8).
... Читать дальше »
Священное Писание учит нас, что, кроме физического, существует великий духовный мир, населённый разумными, добрыми существами, именуемыми ангелами. Мир ангелов – мир невидимый, сотворённый Богом раньше видимого мира. Об их жизни в духовном мире, который они населяют, мы почти ничего не знаем. Да и не можем знать. Они пребывают в условиях, совершенно отличных от наших материальных: там время, пространство и все жизненные условия имеют совсем иное содержание. Знаем мы только то, что Ангелы – существа духовные, обладающие личностью, умом, волей и могуществом
... Читать дальше »
Эта икона явилась в 1579 году в вскоре после взятия Казанского царства у татар Иоанном Грозным. Пресвятая Богородица явила здесь свою чудотворную икону для того, чтобы более утвердить в ней вновь обращённых
... Читать дальше »
Казанская икона – незыблемое напоминание о милости Богородицы к русской земле, о заступничестве Её за нашу страну в тяжелейшие для России годы и испытания.
Обычно именно этой иконой благословляют молодых к венцу, именно её вешают у детских кроваток, чтобы кроткий лик Богородицы с любовью смотрел на маленьких христиан.
Обретение Казанской иконы Божией Матери произошло 8 июля 1579 года в Казани
... Читать дальше »
Эта икона Божией Матери «Казанская» со странной полустёршейся надписью латиницей на обороте: «Eta ikona budet hranit was wsu schizn» украшает Скорбященскую церковь в Санкт-Петербурге. Одна из прихожанок рассказала её удивительную историю.
Однажды в храм вошла старая женщина и всплеснула руками, увидев Казанскую икону Богородицы. — «Как эта икона попала к вам? Я же подарила её одному немецкому солдату! — удивилась она. — Я узнала её по характерным вмятинкам на окладе».
Я пояснила, что икону несколько лет назад передало храму немецкое консульство, находящееся в нашем городе. Женщина расплакалась, сказала, что её зовут Вера, и поведала, как в своё время православная святыня их семьи оказалась в Германии. «Я бежала из родного села, оказавшегося в самом центре боёв
... Читать дальше »
Димитриевская родительская суббота – ближайшая суббота перед днём памяти св. великомученика Димитрия Солунского (26 октября / 8 ноября). Установлена после битвы на Куликовом поле. Первоначально поминовение совершалось по всем воинам, павшим в этом сражении. Постепенно Димитриевская суббота стала днём заупокойного поминовения всех усопших православных христиан.
История установления
Димитриевская суббота установлена великим князем Димитрием Донским. Одержав знаменитую победу на Куликовом поле над Мамаем 8 сентября 1380 года Димитрий Иоаннович по возвращении с поля брани посетил Троице-Сергиеву обитель. Преподобный Сергий Радонежский, игумен обители, ранее благословил его на битву с неверными и дал ему из числа братии своей двух иноков – Александра Пересвета и Андрея Ослябю. Оба инока пали в бою и были погребены у стен храма Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове монастыре.
Оптина Пустынь была одним из тех заветных святых мест, к которым за хлебом духовным шёл ищущий вечного спасения души русский человек. Без преувеличения можно сказать, что это самый яркий духовный светильник Православной Руси
... Читать дальше »
Краткое житие старца Амвросия (по материалам сайта монастыря Оптина Пустынь)
Во Введенском храме Оптиной Пустыни находится рака с мощами преподобного Амвросия, старца Оптинского — человека, который оказал огромное влияние на духовную жизнь всей России XIX века. К его молитвенной помощи и заступничеству прибегаем мы и сегодня. У мощей старца происходят чудеса, люди исцеляются от многих, порой неизлечимых, болезней.
Преподобный Амвросий не был епископом, архимандритом, не был даже игуменом, он был простым иеромонахом. Будучи смертельно болен он принял схиму, и стал иеросхимонахом. В этом чине он и умер.
... Читать дальше »
Некоторые ошибочно думают, что Иисусова молитва только для монахов. Однако Оптинские старцы наставляли и мирян заниматься Иисусовой молитвой. Преподобный Варсонофий (Плиханков)учил: «Чтобы всегда иметь память о Боге, для этого и молитва Иисусова».
Преподобный писал о разных ступенях молитвы: «Молитва Иисусова разделяется на три, даже на четыре ступени. Первая ступень – молитва устная; когда ум часто отбегает и человеку надо употреблять большое усилие, чтобы собрать свои рассеянные мысли. Это молитва трудовая, но она даёт человеку покаянное настроение.
... Читать дальше »